Растущая урбанизация означает, что, скорее всего, именно с этим видом войн мы будем чаще всего сталкиваться в ближайшие годы. Поэтому в сентябре МККК и Вооруженные Силы Украины пригласили во Львов представителей вооруженных сил шести стран мира, которые недавно проводили боевые действия в городской черте, чтобы они поделились своим опытом. Мы хотели, чтобы участники увидели, как их коллеги из других армий справились с проблемой защиты мирного населения и гражданской инфраструктуры во время боевых действий на густонаселенных территориях, а также чтоб они почерпнули и привезли домой новые идеи и методы, которые помогут лучше защитить гражданских.
Развертывание боевых действий в населенных районах вызывает резкое возрастание количества жертв среди мирного населения. Во время наземных наступательных операций, сопровождаемых поддержкой с воздуха, целые жилые районы могут ровняться с землей. Возьмем, например, Мосул, который пережил крупнейшую городскую битву со времен Второй мировой войны. Город превратился в груду камней. Наши коллеги с МККК никогда не забудут масштабы разрушений, которые они увидели, когда впервые после боевых действий проезжали по городу.
Помимо очевидного урона для домов и опасности для жизни и здоровья гражданских лиц, еще одной заслуживающей внимания проблемой является нарушение работы систем, от которых зависит жизнь горожан. Вода, электричество, газ, связь и медицинское обслуживание полностью интегрированы в городскую среду. Они похожи на сосудистую или нервную системы человеческого тела. Это относится и к Донбассу с его обилием населенных пунктов и промышленных зон, где линия, разделяющая стороны в конфликте, пересекает не только деревни и города, но также газовые, электрические и водные сети.
Если прекратится электроснабжение, проблемы не заставят себя ждать: пострадают не только домохозяйства, также могут остановиться жизненно важные медицинские службы, водоочистительные сооружения и канализация. Непосредственный ущерб может усугубляться побочными эффектами. Если из-за конфликта будет нарушено водоснабжение в густонаселенном районе, возникнет необходимость в доставке воды автотранспортом – именно к такому варианту МККК был вынужден прибегнуть в Авдеевке в мае этого года. В разгар зимы такая операция была бы неизмеримо сложнее.
Иными словами, расположение и принципы работы ключевых объектов гражданской инфраструктуры должны учитываться при планировании военных операций. Это не только моральное обязательство, но и юридическое: международное гуманитарное право (МГП) основано на обеспечении баланса между военной необходимостью и гуманитарными императивами, и это требование должно быть максимально выполнено при проведении операций в городских условиях.
В связи с этим мы организовали нашу конференцию во Львове, в рамках которой со своими украинскими коллегами встретились офицеры из Филиппин, Нигерии, Ирака, Ливана и Соединенного Королевства. Все представленные вооруженные силы имеют нелегкий практический опыт ведения боевых действий в городской черте. Собрав такое количество вооруженных сил со всего мира в одном месте, стало возможным выявить общие черты и различия, а также проблемы и усвоенные уроки, которые участники смогут привезти домой и включить в свои программы подготовки или механизмы планирования.
Некоторые сотрудники отметили, что наличие необходимого оборудования имеет решающее значение для защиты гражданских лиц. Это утверждение может быть до некоторой степени справедливо, но недостаточно. Важное значение имеет также приверженность вооруженных сил гуманитарным принципам, закрепленным в международном гуманитарном праве. Эти принципы должны быть интегрированы не только в программы подготовки, военные доктрины и боевые уставы, но также и в военную культуру. Вооруженные силы Украины, как и любого другого государства, должны иметь непоколебимую приверженность принятию решений, которые обеспечат баланс военной необходимости и благополучия мирного населения. И решение Вооруженных Сил Украины о совместном проведении такой конференции является очень обнадеживающим сигналом.