К сожалению, люди, чьи родственники пропали без вести, часто забываются во время конфликта. Международный день пропавших без вести, отмечаемый 30 августа, призван привлечь внимание к этим людям – людям, которые, как кажется на первый взгляд, живут обычной жизнью рядом с нами. Разница в том, что для них жизнь характеризуется ужасной неопределенностью, незнанием того, что случилось с их близкими, из-за чего их душевное состояние варьируется от отчаяния до безудержного оптимизма и обратно. Такие люди часто нуждаются в психологической поддержке. Они также часто нуждаются в материальной помощи, поскольку пропавший сын или муж нередко бывает кормильцем семьи.
Нет точных статистических данных о том, сколько людей исчезло в результате конфликта на Донбассе. По оценкам, их насчитывается свыше 1500 человек, и только в МККК зарегистрировано 700 открытых дел. Мировой опыт показывает, что чем больше времени прошло с момента исчезновения, тем труднее определить судьбу человека. И большое достижение Украины заключается в том, что она начала работать над решением этого вопроса еще до окончания конфликта. А это значительно увеличивает шансы выяснить, что случилось с этими людьми, и где находятся они сами или их останки. Однако уровень координации между различными органами, занимающимися решением этой проблемы, уровень обмена информацией между всеми заинтересованными сторонами по-прежнему оставляет желать лучшего.
Надеюсь, что ситуация скоро изменится. 12 июля Закон «О правовом статусе лиц, пропавших без вести» был принят Верховной Радой и подписан через несколько недель президентом Петром Порошенко. МККК оказывал консультативную поддержку во время разработки и написания этого закона. Ожидается, что создание Национальной комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, предусмотренной этим законом, в конечном итоге приведет к процессу консолидации и оптимизации усилий различных государственных учреждений, участвующих в решении этой проблемы. Но есть и другая ключевая задача – создание единого реестра пропавших без вести.
Это непростая задача. Во-первых, необходимо сотрудничество между сторонами, участвующими в конфликте, поскольку нередко тела людей находятся в моргах и на кладбищах на одной стороне, а их розыск ведется на другой. На данный момент, в таких случаях между сторонами нет координации. Именно поэтому МККК неоднократно предлагал свои услуги в качестве нейтрального посредника, который мог бы наладить кооперацию между сторонами. Во-вторых, заинтересованные стороны еще не разработали систему обмена информацией относительно идентификации тел и зарегистрированных случаев исчезновения людей. Даже сейчас различные структуры, участвующие в этой задаче по обе стороны линии соприкосновения, не знают обо всех делах, которые запрашиваются властями или представителями другой стороны. В-третьих, поиски мест массового захоронения и идентификация останков, найденных в них, все еще продолжаются.
Крайне важно не забывать о родственниках пропавших без вести и выработать решение, которое сможет удовлетворить их комплексные потребности, в том числе финансовые, психосоциальные, юридические или административные проблемы. Международное право, и в частности международное гуманитарное право, говорят четко: семьи имеют право знать, что случилось с их пропавшими близкими.
МККК прилагает все усилия для решения проблем этих людей и готов оказать помощь сторонам, участвующим в конфликте, в обмене информацией и создании единого реестра пропавших без вести. Мы также продолжаем поддерживать семьи, которые живут в условиях неопределенности и ждут новостей о своих близких. Их мучительное ожидание должно закончиться.