Яркой иллюстрацией этого стала ситуация, возникшая в июне в связи с обстрелом Донецкой фильтровальной станции и стрельбой по автобусам, перевозящим ее сотрудников. Эти нападения поставили под угрозу водоснабжение около 345 000 человек, заставив нашу организацию, Международный Комитет Красного Креста (МККК), начать операцию, предусмотренную лишь в чрезвычайных ситуациях, дабы доставить воду жителям наиболее пострадавших районов, таких как город Авдеевка. Этот инцидент привел к тому, что руководство компании, отвечающей за водоснабжение, потребовало дополнительных гарантий безопасности, чтобы они могли продолжить работу.
Но следует понимать, что 100%-ую гарантию безопасности для фильтровальной станции и подобных ей объектов могут предоставить только те, от кого она действительно зависит: стороны конфликта. Именно им необходимо согласиться с необходимостью сохранить критически важную инфраструктуру в зоне конфликта. Такое соглашение имеет жизненно важное значение для благосостояния нескольких сотен тысяч людей в пострадавших районах Донбасса.
С этой целью МККК уже почти два года вынашивает идею создания «защитных зон». Что это означает на практике? Создание подобной зоны гарантировало бы полную защиту от нападений на наиболее важные объекты инфраструктуры и работающий там персонал. Сторонам конфликта нужно согласиться не обстреливать район, где расположены эти объекты, и не размещать там вооружение или военных – как внутри таких объектов, так и в непосредственной близости от них. Конкретно это означало бы демилитаризацию объектов и их окрестностей. Гражданский характер этих объектов должен признаваться и строго соблюдаться всеми сторонами, на протяжении всего времени.
В июле прошлого года в Минске все заинтересованные стороны выразили готовность обсудить создание двух таких зон: вокруг первой насосной станции в Васильевке и Донецкой фильтровальной станции. Однако ничего конкретного из этого предложения не вышло. К сожалению, в прошлом году вокруг этих объектов произошло несколько инцидентов, повлиявших на их работу. Что неприемлемо.
В дополнение к двум вышеупомянутым объектам МККК также предложил включить в список «защитных зон» 11 других жизненноважных объектов, в том числе Верхнекальмиусскую фильтровальную станцию, водопровод Золотое – Первомайск и инфраструктуру вблизи Петровского водозабора. И даже ими этот потенциальный список не исчерпывается. Гарантии их безопасной работы обеспечили бы население Донбасса постоянным доступом к чистой питьевой воде – а вместе с тем и душевное спокойствие, которое это несомненно вызовет.
Хотя в последние месяцы в этом отношении мало поводов для оптимизма, МККК готов выступать в качестве нейтрального посредника, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. У нас есть богатый опыт во всем мире – свыше 150 лет работы в вооруженных конфликтах, где мы выступали в качестве посредника, придерживаясь принципов нейтралитета, беспристрастности и независимости, с ключевой целью защиты гражданских лиц и оказания им помощи.
Обеспечение работы объектов инфраструктуры, предоставляющих услуги, необходимые для выживания гражданского населения, является краеугольным камнем международного гуманитарного права. Я хочу еще раз повторить, что все участники конфликта, должны уважать гражданский характер критически важной для мирного населения инфраструктуры и услуг. Никто не выиграет от того, что у простых людей нет воды, электричества или газа в их домах. Поэтому мы призываем все заинтересованные стороны придерживаться обязательных правовых принципов и продемонстрировать свою приверженность принципам гуманизма. Обеспечение этих базовых нужд означало бы, что у людей на Донбассе стало бы одним поводом для беспокойства меньше. И это наименьшее из того, чего они заслуживают.