ГоловнаБлогиБлог Андрея Миселюка

Антирейтинг «новых лиц»

Американцы заказали социологию, чтобы выяснить, кого из политиков «новой волны» (многих из которых они протежируют) украинцы воспринимают хорошо, а к кому относятся негативно. Оказалось, что распиаренные реформаторы быстро набрали негатив в общественном сознании. Начиная от министров и заканчивая антикоррупционерами.

С началом большого избирательного цикла (президентские выборы марта и парламентские октября будущего года) на первый план снова выйдет вопрос о приходе «новых лиц» в отечественную политику. До этих выборов избиратели традиционно ставили знак равенства между понятиями «нового» и «качественного» политика. Однако на двух выборах-2019, судя по всему, будет по-другому.

Будут не правы те, кто станет обвинять украинцев в том, что в 2014-ом они без особого разбора выдавали карт-бланш доверия «новым лицам» лишь потому, что они новые. Вспомните: с самого начала Евромайдана основной движущей силой протестов было настоятельное желание общества решить две задачи. Во-первых, очистить власть от «старых», вороватых и неэффективных политиков. И, во-вторых, привести во власть носителей качественно новых (современных, европейских… - вставьте нужное) подходов.

Да, неоправданно, наивно, возможно, местами даже глупо – но потребность в носителях чего-то радикально нового, неизведанного была неудержимой. Потому, в частности, и смог стать президентом в первом же туре выборов Пётр Порошенко со своим заманчивым и глобальным обещанием «пожить по-новому».

Кроме того, впервые после обновления украинской власти начала 90-х на выборах 2014 года худо-бедно, но сработали социальные лифты. И во власть попали десятки общественных деятелей, волонтёров, журналистов. Их приток стал первым источником обновления отечественной элиты. Вторым стали экспаты с западными и грузинскими корнями. Они «спеклись» быстрее - к сегодняшнему дню почти все уже покинули посты в украинской власти.

Теперь приходит черёд «новых отечественных». Прошедшие четыре года научили общество, что эффективный политик в современной Украине в первую очередь должен быть не «новым», а грамотным, опытным и эффективным. Повзрослевшее постмайданное общество эту истину, наконец, усвоило.

Это зафиксировал опрос, проведенный социологической группой "Рейтинг" по заказу американского Международного Республиканского Института. Американцы перед началом выборов решили выяснить, кого из политиков «новой волны» (многих из которых они протежируют) украинцы воспринимают хорошо, а к кому относятся негативно. Набор «новых прогрессивных» практически полный, разве что певца Святослава Вакарчука не хватает – но тот (пока?) номинально вне политики...

Оказалось, что распиаренные «новые политики» получают «лайки» только в «Фейсбуке». А в обществе - воспринимаются негативно. Начиная от министров и заканчивая антикоррупционерами во главе с директором НАБУ Артемом Сытником и близкими к нему «активистами» (народным депутатом Сергеем Лещенко и другими). Также украинцы низко оценили качества работы «новых» политиков: максимальный показатель оценки «очень позитивно» - смешные 3%.

Ульяна Супрун, единственная из иностранцев (кроме замдиректора НАБУ Гизо Углавы), усидевшая во властном кресле, является лидером по негативу среди всех «новых» политиков. Её не воспринимают 46% опрошенных, а вместе со «скорее негативно» – 61%. Судя по всему, такие высокие показатели обусловлены двумя ключевыми факторами. Первый – как единственная «иностранка» в украинской власти она сконцентрировала на себе весь накопленный у украинцев негатив по отношению к приглашенным реформаторам. А, во-вторых, с ней ассоциируются все сложности медицинской реформы.

На втором месте в рейтинге невосприятия обществом с показателем 20% (плюс 7% – «скорее негативно») оказался глава "Нефтегаза Украины" Андрей Коболев. Столь «высокий» результат объясняется «скромностью» лично господина Коболева и других руководителей НАКа – как выснилось три месяца назад, чиновники "Нафтогаза" оформили себе 46 миллионов долларов премии. Эта новость мгновенно стала одной из самых обсуждаемых: в воюющей стране, которая является одной из самых бедных в Европе, еще не видели таких поощрений. Тем более – в государственной компании. Негативный резонанс был настолько велик, что в ситуацию вынуждены были вмешаться на самом верху. А Генпрокуратура открыла уголовное производство по факту выплаты этих премий.

Замыкает тройку лидеров антирейтинга директор НАБУ Артём Сытник. К нему резко негативно относится 18% опрошенных (плюс еще 12% - «скорее негативно"). Это вызвано сочетанием нескольких факторов. Во-первых, на четвёртом году работы НАБУ нет ни одного приговора топ-коррупционерам категории «А». Несмотря на целую череду эффектных задержаний и громких обвинений. Во-вторых, у общества есть усталость от регулярных конфликтов Сытника с другими силовиками, начиная со своего процессуального руководителя, главы САП Холодницкого. В-третьих, регулярно появляется информация о незаконном влиянии разных политиков (начиная от экс-главы Одесской ОГА Саакашвили и заканчивая президентом Порошенко) на работу ведомства Сытника. А сам главный «антикоррупционер» оказался фигурантом многих скандалов, включая обвинения в коррупции (от получения квартиры до «заказных» дел).

Этот здоровый скептицизм общества в оценке «новых политиков» позволяет осторожно предположить, что на выборах-2019 путёвку во власть избиратели будут давать уже не по принципу «новизны» и «политического гламура» претендентов, а учитывать их реальные результаты.

Андрей Миселюк Андрей Миселюк , Политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram