Еще в 1994-м году бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев, выступая на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ОНН, отметил, что в системе международных отношений происходят серьезные изменения. Становится необходимым создание «равноправного мирового порядка». Развивая эту мысль, тогдашний глава Азербайджанского государства изложил свое видение фундаментальных принципов нового мирового порядка.
«Фундаментальными принципами нового мирового порядка становятся партнерство, прочный мир и безопасность для всех в соответствии с международным правом, принципами и положениями Устава Организации Объединенных Наций», указывал Гейдар Алиев. Другими словами, в Азербайджане верили, что человечество должно переходить «из мира враждебности, основанного на силе, в эру сотрудничества и процветания» Отметим, что руководство Азербайджана неуклонно и активно действует в этом направлении.
После крушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и формирования нового мирового порядка, сегодняшние геополитические реалии наглядно показывают, что перед авторитетными международными организациями и ведущими странами мира стоит задача остановить поползновение мировой системы к турбулентному столкновению цивилизаций, распаду всякой устойчивой социальности и общемировому хаосу, в котором все чаще происходят политические катаклизмы и меняется карта мира, мир нуждается, в прямом смысле слова, в геополитическом плацебо.
В ракурсе этих рассуждений нам хотелось бы остановиться на геополитическом аспекте перспектив развития сотрудничества Азербайджана, Грузии, Украины и Китая в рамках проекта «Один Пояс, Один Путь» («One Belt, One Road»). Чтобы этот проект не превратился в андеграунд (от англ. Underground — подполье, подпольный) современной геополитике, противопоставляющейся традиционной геополитике, нужна реализация конкретных программ, которые полностью соответствуют всем нормам международного права и основываются на принципе взаимовыгодного сотрудничества равноправных партнеров.
Именно в этом пункте наиболее подходящим партнером Китая и других участников проекта «Один Пояс, Один Путь», является Азербайджан. Потому, что, как показывает опыт, руководство Азербайджана ведет свою внешнюю политику в рамках международного права, со строгим соблюдением равноправия всех сторон и по принципу взаимовыгодного сотрудничества. Об этом свидетельствует динамика сотрудничества Азербайджана и Китая в рамках проекта «Один Пояс, Один Путь».
Стратегия «Один пояс, Один путь» была выдвинута в 2013 году главой КНР Си Цзиньпином. Ее в политических кругах встретили с большим интересом. Она считается одним из перспективных глобальных международных инфраструктурных проектов. На территории претворения в жизнь этого проекта сосредоточены страны, богатые ресурсами и, в общей совокупности, в них проживает 63% населения планеты. С.Цзиньпин представил его как «Экономический пояс Нового Шелкового Пути». Программа «Один Пояс, Один Путь» состоит из трех проектов: «Новый Шелковый Путь», «Южный Шелковый Путь» и «Морской Шелковый Путь XXI века».
Как пишет азербайджанский аналитический портал Newtimes.az, «в этой стратегии основной целью является соединение экономики Китая с Азией, Африкой, Ближним Востоком и Европой. По мнению официального Пекина, ее конкретная реализация должна состояться по единой маршрутной полосе. Вышеуказанные 3 проекта составляют отдельные части данного маршрута… За инициативой «Один пояс – один путь» стоит новая стратегия развития Китая».
Если судить по статистике, в рамках данного проекта объем вложений со стороны Китая за последние несколько лет исчисляются трлн. долларов США. 26 сентября 2016-го года в китайском городе Сиань (начальное место древнего Шелкового Пути) проводился международный семинар «Экономический пояс Шелкового Пути». В семинаре приняли участие более 300 специалистов их 35 стран. В итоговом документе Форума отметили несколько основных направлений стратегии Китая в этом проекте. Одним из главных принципов назвали взаимовыгодное сотрудничество в рамках международных норм, что «будет способствовать стабильности в мире и это позволит разрешить проблемы неравномерного развития».
В рамках проекта «Один Пояс, Один Путь» имеет особое значение осуществление энергетического проекта «Южный газовый коридор» и транспортные маршруты Европа-Кавказ-Азия и Китай-Иран-Европа. Эти маршруты позволяют объединить разные транзитные потоки в единую систему на территории Азербайджана.
Тем самым, Азербайджан является геополитическим и транспортным узлом на Южном Кавказе в контексте данного проекта. Но, самое примечательное - то, что статус Азербайджана в этом проекте этим не ограничивается. Азербайджан сам становится важным и определяющим геополитическим, политическим, культурным и транспортным пространством в процессе включения все новых участников в проект «Один Пояс, Один Путь».
Потому, что, объединяя в себе разные маршруты транзита и играя роль геополитического узла, наша страна получает возможность расширить эти маршруты в разных направлениях. В этом качестве Азербайджан в контексте проекта «Один Пояс, Один Путь» является самой привлекательной страной для стран Восточной Европы. Эксперты отмечают и тот факт, что наша страна является самым безопасным, стабильным и доверительным партнером для всех заинтересованных в цивилизованном сотрудничестве государств.
Более того, Азербайджан и Грузия являются стратегическими союзниками, в том числе они тесно сотрудничают в рамках проекта «Один Пояс, Один Путь». А Грузия - полностью открытая страна для Европы. Таким образом, через Грузию страны Европы, в силу географического положения, в первую очередь государства Восточной Европы могут активно участвовать в проекте «Один Пояс, Один Путь». Конечно, Украина, как крупное государство Восточной Европы и дружественная Азербайджану страна, имеет немалые шансы успешно участвовать в этом деле. Тем самым Украина имеет возможности, при активной поддержке Азербайджана, стать неотъемлемой частью той разнообразной и взаимосвязанной сети (своего рода «суперзаряженного» экономического поля), которая накладывается на всю Евразию.
Заинтересована ли Украина в участии китайской инициативы «Один пояс, один путь»? Да, «Украина одной из первых европейских стран положительно отреагировала и подписала соответствующий меморандум о сотрудничестве». Но фактическое участие Украины, по нашему мнению, в осуществлении этого проекта оставляет желать лучшего. Даже некоторые эксперты сомневаются в успешности Украины в проекте «Один Пояс, Один Путь». Например, как считают в Центре Транспортных Стратегии (Украина), существуют 5 ключевых вопросов, которые мешают реальному участию страны в данном проекте.
Конечно, мы не преследуем цели давать оценку внешней политике суверенной и дружественной нам страны - Украины. Но, как признают и официальные лица Украины, транспортировка через Черное и Каспийское моря является перспективным проектом. А это - прямое указание на важность для Украины сотрудничества с Азербайджаном и Грузией в рамках проекта «Один Пояс, Один Путь». Мы считаем, что Украина, при активном взаимодействии с Азербайджаном и Грузией, может превратиться в страну транзитера-хаба в проекте «Один Пояс, Один Путь».