ГоловнаСвіт

Глобальний міграційний пакт ООН: що він означає і чому Україна взяла паузу

Официальный Киев воздержался от подписания миграционного пакета, несмотря на участие украинских дипломатов в переговорах перед принятием документа. При этом речь идет не об отказе, а об отсрочке решения вопроса о принятии глобального миграционного пакта. Мотивировка – в этом документе не уделено достаточного внимания проблеме внутренне перемещенных лиц.

Специальный представитель генсека ООН по международной миграции Луиза Арбур ( справа) выступает на
пресс-конференции перед Конференцией ООН по миграции в Марракеше, Марокко, 9 декабря 2018.
Фото: EPA/UPG
Специальный представитель генсека ООН по международной миграции Луиза Арбур ( справа) выступает на пресс-конференции перед Конференцией ООН по миграции в Марракеше, Марокко, 9 декабря 2018.

В Марокко представители государств-членов ООН подписали т.н. «Глобальный миграционный пакт», который ориентирован на установление общепринятых стандартов обращения с мигрантами.

Хотя документ и не является юридически обязательным документом, он создает условия для более существенного сотрудничества в сфере миграции, не забывая об уважении суверенитета государств. Пакт не подлежит ратификации парламентами всех подписантов.

Из более чем 190 стран, которые принимали участие в создании и обсуждении этого документа, его подписали 164 государства. Полное название нового соглашения - Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.

Мараккешский миграционный пакт (как его еще называют) был принят путем аккламации (упрощённый порядок принятия или отклонения какого-либо решения на основе реакции участников, выражаемой в виде аплодисментов, восклицаний, реплик и прочего непосредственного (неформального) изъявления своего мнения). Такая процедура была определена для упрощения процедуры.

Предполагается, что государства будут впредь активнее сотрудничать друг с другом в целях снижения нелегальной миграции. При этом речь идет о странах, из которых мигрируют (страны происхождения), страны временного нахождения (транзитных) и странах конечного назначения.

Беженцы пересекают границу между Македонией и Грецией, недалеко от г. Гевгелия.
Фото: EPA/UPG
Беженцы пересекают границу между Македонией и Грецией, недалеко от г. Гевгелия.

Контексты Пакта

По официальным данным, 258 миллионов человек в мире являются мигрантами, то есть живут и работают не в своей стране. Согласно исследованию компании McKinsey, на них приходится около 10% всемирного объема производства.

Миграционный пакт ООН может стать первым глобальным соглашением между странами, подготовленным под эгидой ООН и касается всех аспектов международной миграции – ведь до этого времени не существовало никаких общепризнанных договоренностей на этот счет.

Актуальность Пакта связана с тем, что беженцам (от военных конфликтов и политического преследования) посвящена Женевская конвенция, а их проблемами занимается Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR). А вот по мигрантам, которые не подпадают под действие Женевской конвенции, будет действовать как раз миграционный пакт ООН.

Мигранты, в отличие от беженцев, отправляются в другие страны не из-за прямой угрозы преследования или гибели, а для того, чтобы улучшить свою жизнь, найти хорошую работу или получить образование.

Беженцы из Сирии на железнодорожной станции в Шенефельде, Германия.
Фото: EPA/UPG
Беженцы из Сирии на железнодорожной станции в Шенефельде, Германия.

История создания Пакта

Необходимость такого документа возникла тогда, когда не только Европейский союз оказались перед лицом миграционного кризиса. В пределах ЕС такая ситуация чуть не рассорила страны и политиков, спровоцировав внутриполитические кризисы в ряде стран.

Решение о необходимости создания и подписания миграционного пакта было сформировано после подписания декларации о беженцах и мигрантах (Нью-Йорк, 2016), которую подписали 193 страны-члена ООН. Тогда же было вынесено решение приступить к разработке глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции.

Процесс по разработке этого соглашения начался в апреле 2017 года.

Поддержка или дистанциирование?

После консультаций и переговоров проект пакта был вынесен на голосование и тогда его поддержали 192 государства (исключением стали лишь США), а итоговый документ отказались поддерживать 28 государств.

Пакт, по сути, стал камнем преткновения не только для определенных стан ЕС, но и государств, расположенных за пределами Европы (Чили, США, Австралия и т.д.). Кроме того, некоторые страны отказались поддержать пакт уже после завершения переговорного процесса.

С одной стороны, Еврокомиссар по внутренним делам и вопросам миграции Димитрис Аврамопулос заявил о том, что причин для отказа от Глобального миграционного пакта нет – ведь документ не является обязательным к исполнению и никому ничего не навязывает. При этом, противниками этого документа стали не только страны Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), которые имеют особую позицию в отношении мигрантов с начала европейского миграционного кризиса.

Не поддержали Пакт, кроме Австрии, которая главенствует в ЕС, и другие европейские страны (Италия, Болгария, Хорватия и Швейцария). Об отказе от подписания глобального миграционного пакта заявили Австралия, Израиль, Доминиканская Республика и не только.

Показательно, что поддержавшие документ государства чуть-было не оказались на грани развала правящих коалиций (Германия), но и внешнеполитического противостояния (Бельгия). Существенные дискуссии этот документ вызвал также в Дании, Нидерландах и Эстонии.

США, которые при Дональде Трампе начали активно бороться и противодействовать притоку мигрантов не только из латиноамериканских стран, но и арабских, тоже не восприняли Пакт. Поэтому представители официального Вашингтона не участвовали в конкретных переговорах по разработке этого документа.

Поезд с мигранты из Центральной Америки, которые направляются в США, Тихуана, Мексика.
Фото: EPA/UPG
Поезд с мигранты из Центральной Америки, которые направляются в США, Тихуана, Мексика.

Квинтэссенция ключевых позиций документа

Договор по миграции не провозглашает новых прав, а лишь напоминает о том, что у мигрантов есть права, которые нужно соблюдать (п. 12). Внимание обращено и на необходимости создания условий для того, чтобы незаконные мигранты не погибали в пути.

Не случайно Генеральный секретарь сделал акцент на том, что с 2000 года на пути «к лучшей жизни» погибло более 60 тысяч мигрантов – они рискуют из-за того, что у них нет выбора, нет будущего, нет безопасных и законных альтернатив миграции. Именно поэтому целесообразно противодействовать такому «коллективному позору».

Показательно, что в документе речь идет о:

(1) создании благоприятных политических, экономических, социальных и экологических условий" в тех странах, откуда прибывают мигранты;

(2) обеспечении безопасности мигрантов;

(3) создании для мигрантов благоприятных условий, обеспечивающих их интеграцию в новое общество;

(4) усилении сотрудничества между странами в борьбе с торговлей людьми; (5) координации действий и обмен информацией между государствами.

Суть пакта сводиться к преследованию 23-х целей, каждая из которых сопровождается формулировкой обязательств и перечислением действий.

Выполнение указанных целей, по задумке, может снизить поток мигрантов на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал этот документ историческим, подчеркнув, что он является своего рода «дорожной картой», которая поможет покончить с миграционным «хаосом» в мире.

Лагерь для мигрантов возле г. Мория на острове Лесбос, Греция.
Фото: EPA/UPG
Лагерь для мигрантов возле г. Мория на острове Лесбос, Греция.

Пакт и информационное пространство

Критики (преимущественно в русскоязычном сегменте, но не только) активно разгоняют информацию о том, что пакт нацелен на увеличение притока беженцев; о том, что он размывает понятия между легальной и нелегальной миграцией; что ограничивает права СМИ и граждан стран, принимающих этих беженцев.

Позиция большинства стран «противников» миграционного пакта основывается на том, что документ ограничивает суверенитет подписавших его государств и наносит вред их национальным интересам.

Часть экспертов этой сферы ставит риторический вопрос, что зачем принимать не имеющий обязательной юридической силы документ, если уже существуют «конвенция о статусе беженцев», декларации о беженцах и мигрантах.

Наводит на определенные раздумья и тот факт, что документ изобилует формулировками: «Мы обязаны обеспечивать…», «Мы обязаны гарантировать…», «Мы обязаны облегчить регулярную миграцию» и т.д.

Украина: поддержим, но в перспективе

По данным Государственной миграционной службы, по состоянию на 1 октября 2018 года на учете находились 275.030 мигрантов. Только за девять месяцев текущего года органы ГМС выдали 10 410 разрешений на иммиграцию, оформлено 33.567 свидетельств на временное проживание.

Официальный Киев воздержался от подписания миграционного пакета, несмотря на участие украинских дипломатов в переговорах перед принятием документа.

Фактически, речь идет не об отказе, а об отсрочке решения вопроса о принятии глобального миграционного пакта. Мотивировка – в этом документе не уделено достаточного внимания проблеме внутренне перемещенных лиц.

Среди аргументов – наличие 1,5 млн вынужденных переселенцев из-за агрессии России в отношении Украины на Донбассе и Крыму.

По свидетельству сотрудника постпредства Украины при ООН Олега Николенко, речь идет не только о ситуации в Украине с внутренне перемещенными лицами, но и о других продолжающихся вооруженных конфликтах в мире. По его информации, «этому вопросу должного внимания в соглашении уделено не было».

Официальная позиция состоит в том, что Украина рассмотрит возможность присоединения к Глобальному соглашению о безопасной, упорядоченной и законной миграции позже – «оставляют двери открытыми». При этом, как и ранее, украинское государство будет продолжать выполнять обязательства связанные с правами человека, вопросами реадмиссии и т. д.

​Олег Чабала​Олег Чабала, политический эксперт
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram