Европейская интеграция Молдовы связывает с собой важные преобразования в сферах политики, законодательства и публичного дискурса с серьезными изменениями в гражданском поведении. В конечном итоге, если процесс является неразрывным и настоящим, то внедрение европейских стандартов, опыта и ценностей оставит след в коллективной ментальности. Граждане станут более независимыми и ответственными, а это означает больше активных реакций на действия властей или даже сопротивление им.
Такие изменения могут сказаться не только на взаимоотношениях между гражданами и государством, но также и на диалоге общества с церковью, в частности, с Молдавской Православной Церковью (МПЦ). А для этой церкви активные граждане, которые отстаивают свои права и свободы, оспаривают роль религии в общественной и личной жизни, могут означать не только ослабление ее влияния, но и сокращение ее доходов, зависящих от религиозности населения.
Кроме уменьшения легитимности и экономических выгод в связи с популяризацией прав человека в обществе, также может пострадать геополитическая значимость МПЦ. Подконтрольная Русской Православной Церкви (РПЦ) МПЦ играет важную роль в демаркации геополитических границ, в пределах которых Кремль пытается осуществлять свое влияние. За последние годы роль Русской Православной Церкви и подчиненных ей церквей существенно возросла и стала одним из центральных аргументов евразийского дискурса в России и путинского режима.
Даже если конституционные положения Молдовы (Статьи 5, 16) запрещают любую идеологию и требуют равенство по отношению ко всем гражданам, Молдавская Православная Церковь продвигает радикальный взгляд по отношению к самой уязвимой социальной категории – сообщество ЛГБТ. В 2005 году церковные лидеры начали выступать против свободы на собрание для организаций, представляющих права сексменьшинств, а начиная с 2012 года, МПЦ стала самым открытом противником закона «Об обеспечение равенства», одобренном в мае 2015 года.
Позиция МПЦ находит вдохновение в том, что продвигается лидерство Русской Православной Церкви, в понимание которой в западных странах «законодательство вошло в конфликт с нравственной природой человека». Права сексменьшинств, по мнению Российской Церкви, не могут приравниваться к «традиционной модели», состоящей из мужа и жены. В том же русле трактуются права данных меньшинств в Молдове, где представители МПЦ изображают закон «Об обеспечение равенства» как начало продвижение нетрадиционной семьи. Идентичный аргумент звучал и во время шествий и контр-манифестаций, организованных разными религиозными организациями и радикальными прихожанами, в связи проведением традиционного марша равенства в мае.
По последним данным, в Молдове сообщество ЛГБТ считается одной из самых дискриминированных категорий населения. Только 1% населения приняли бы представителя сексменьшинств в семью, 12% - как гражданина и 38% в качестве туриста. Такой низкий уровень толерантности используется как церковью, так и консервативными пророссийскими политическими партиями (Социалистическая Партия) во главе с президентом страны Игорем Додоном. В начале июня этого года их обвинили в распространение гомофобных призывов к ненависти и дискриминации в предвыборных и политических целях.
Риторика МПЦ против сообщества ЛГБТ усилилась в 2018 года в преддверии парламентских выборов, на которых Социалистическая партия планирует получить большинство голосов. Участие президента в марше за семейные ценности, а также его частые встречи с Патриархом Московским Кириллом указывают на близость между молдавским президентом и русской церковью. Стоит отметить, что на последних президентских выборах было замечено вмешательство МПЦ, чьи представители использовали гомофобные и дискриминационные заявления против оппонента Игоря Додона. Данные факты подтверждены решением Конституционного суда от 13 декабря 2016 года.
Впервые Конституционный суд не только подтвердил, что МПЦ «агрессивно» вмешалась в предвыборную гонку, но и подчеркнул, что церковь вела себя антиконституционно.
Кроме враждебности по отношению к самому закону об обеспечение равенства, представители МПЦ продолжают требовать от центральных и местных властей запретить любые марши за права сообщества ЛГБТ. Лидер МПЦ Владимир потребовал 9 мая этого года от местных властей Кишинева«любыми способами воспрепятствовать проведению мероприятия нетрадиционного поведения». После проведенного марша, впервые за четыре года существования этого мероприятия, МПЦ потребовала от президента, премьер-министра и председателя парламента помешать в будущем организации похожих событий, которые деградируют нравственность православного населения с традиционными семейными ценностями. В своем обращение МПЦ критикует также действия властей, которые не допустили на марш равенства радикально-настроенных представителей церкви и религиозных организаций.
Кроме критики в адрес полиции и властей, церковь требует, чтобы государство продвигало основанные на православии семейные ценности, что противоречит ряду основных законов (Конституцию, закон «О собраниях»). Также выдвигается требование пересмотреть закон «Об обеспечении равенства», который на самом деле четко указывает на недопустимость дискриминации по отношению к сексуальным меньшинствам, когда это касается трудовых прав граждан.
Почти всегда, ссылаясь на православность граждан, представители МПЦ, говорят о том, что 98% молдован или абсолютное большинство граждан, являются православными христианами. МПЦ надеется на то, что большое количество епархий и монастырей дает ей большую легитимность и представительность. Но ведь принадлежность к православию не означает и полную религиозность граждан.
По данным переписи населения, проведенного в 2014 году, около 93% населения идентифицируют себя с православным христианством (или 2,6 млн из 2,8 млн). Соцопросы указывают на то, что число граждан, которые ходят в церковь реже, чем один раз в месяц, увеличилась за последние 11 лет на 7% (до 57%), а тех, кто не ходит вообще, снизилось с 25% до 10%. В тоже время, замечен прирост процента тех, кто ходит в церковь чаще, с около 8%почти до 14%.
Однако ни данные переписи, ни соцопросы, не дают никакого права дискриминировать меньшинство по принципу сексуальной ориентации. Даже если больше 90% населения считает себя православным, права человека распространяются на всех граждан, и закон должен защищать права каждого, не зависимо от религии или сексуальной ориентации.
Изменить существующее положение вещей можно, если полностью исключить любое вовлечение церкви в политику, а также выполнять законы, отстаивающие толерантность в обществе. Для этого также важно следить за действиями президента Додона и социалистов и подчеркивать все нарушения законодательства.
В Молдове православная церковь занимается политикой и используется в политических целях, особенно в этом году, когда пророссийские политики готовятся взять власть в свои руки. Дискриминационный дискурс и представление сообщества ЛГБТ как внутреннего врага может дать толчок на выборах, используя опыт последних президентских выборов 2016 года.
И напротив, солидарность населения и правильное изображение сексменьшинств может способствовать развитию более толерантного молдавского общества, в котором у церкви не будет права диктовать свои условия, напрямую нарушающие Конституцию, законы и обязательства, принятые Молдовой в процессе либерализации визового режима с ЕС, перед ЕСПЧ и другими международными организациями, в которых страна участвует или желает интегрироваться.
Автор - Дионис Ченуша (Dionis Cenuşa) – политолог, эксперт молдавского аналитического центра Expert Group, автор публикаций о Европейском союзе, евроинтеграции и Восточном партнерстве.
Эта статья опубликована в рамках сотрудничества LB.ua c онлайн платформой "IPG–Международная политика и общество" и публикуется с разрешения правообладателя.