Очевидно, что преимущество Додона обеспечили пенсионеры и люди старшего возраста, которые, в отличие от молодежи, организованно пришли и проголосовали на избирательных участках. Эта же категория наиболее восприимчива к свободно чувствующей себя в Молдове пророссийской пропаганде. А молодежь и ориентированные на Европу граждане своим неголосованием показали негативное отношение к действующей «проевропейской» коалиции, которая дискредитировала себя, в том числе откровенным воровством (из банка пропали $1 млрд).
Вероятная же победа Игоря Додона, если сторонники прозападной Майи Санду (набрала 38%) не смогут мобилизовать разочаровавшихся, повлечет за собой ряд негативных сценариев.
Во-первых, можно ожидать демонстративного политического разворота Молдовы от Европы к России. Додон уже пообещал денонсировать Соглашение об ассоциации с ЕС (которое Украина все еще пытается получить и которое блокируют Нидерланды). Вместо этого Додон собирается «восстановить стратегическое партнерство с Россией – для полного открытия российского рынка для молдавской продукции, а также снятии всех запретов для граждан Молдовы на пребывание в России». В качестве публичного шага навстречу РФ Додон заявил, что считает оккупированный украинский Крым «российским».
Во-вторых, при Додоне будет свернуто сотрудничество с НАТО – он анонсировал намерение собрать трехстороннюю комиссию при участии США, ЕС и России по обеспечению международных гарантий нейтралитета Молдовы».
В-третьих, президентство Додона существенно усложнит двусторонние отношения с самыми близкими своими соседями: Румынией и Украиной. Так, он обещает запретить унионизм: движение за объединение с Румынией, и делимитировать границу с этой страной.
С Украиной Додон испортил отношения задолго до выборов: еще 6 апреля 2015 года в Одессе его сторонники принимали участие в так называемом «съезде Бессарабии», где они зачитали приветственное слово от Додона. То есть будущий молдавский президент уже давно привлечен к сепаратистско-диверсионному проекту российских спецслужб против Украины.
Украина уже вызвала своего посла в Кишиневе для консультаций и президент Порошенко провел с ним соответсвующие консультации. Пока не известно, насколько далеко решиться пойти официальный Киев, но однозначно, что подрывную деятельность Додону никто не забудет. И если будет принято решение о жестком сценарии, то только одно ужесточение транзита молдавских товаров через Украину способно похоронить «воздушные замки» Додона по возвращению молдавской продукции на российский рынок.
«После того, как он (Додон – LB.ua) признал Крым и мы рискуем «заморозкой» отношений с Украиной, перед Додоном открываются огромные перспективы. Ему надо признать Абхазию и Осетию, а на очереди Курильские острова и Крабах» - так оценил действия Додона нынешний министр обороны Молдовы Анатолий Шалару.
В-четвертых, Додон активно носится с идеей федерализации Молдовы и скорее всего пойдет на решение приднестровского конфликта по российскому сценарию 2004 года, по «Плану Козака» (который, к слову, был отвергнут Партией Коммунистов Молдовы, в которой тогда состоял сам Додон и против которого активно тогда выступили ЕС и США). Таким образом, Молдова станет федерацией в составе, как минимум, собственно самой Молдовы, а также Приднестровья и Гагаузии.
Этот сценарий продвигается Россией и будет ею активно поддержан – как минимум, чтобы сбросить с себя бремя финансирования Приднестровья. Но главное, чтобы на примере Молдовы навязать сценарий федерализации уже Украине, где Россия тоже оккупирует часть ее территории. Только при таком сценарии Кремль может согласиться на возвращение оккупированных ею некоторых областей Донбасса в Украину. И даже, чем черт не шутит (а точнее, если Москва устанет бороться с западными санкциями) – и Крым.
Можно, конечно. считать заявления Додона предвыборной риторикой, а также уповать на наличие в Молдове неких «предохранителей» (урезанные полномочия президента, отсутствие большинства в парламенте, завязка на реального «хозяина» Молдовы - олигарха Плахотнюка, который заинтересован в спокойном развитии ситуации, без резких движений – чтобы не пострадал бизнес). Однако на примере постсоветских стран, в том числе и Украины, мы видим, как президенты при помощи манипуляций с законом становятся диктаторами. Да и Додон-президент и так станет рупором Кремля и мы услышим из его уст не один коварный тезис о Крыме, Донбассе и Украины в целом.
Таким образом, вероятный президент Молдовы Игорь Додон является одним из инструментов Кремля, поэтому происходящее в Молдове напрямую угрожает самому существованию Украины.
Европейское малодушие
В этой ситуации вызывает беспокойство не только российский реваншизм, но и геополитическая близорукость Евросоюза.
Спустя три года после Евромайдана-2014, который был звездным часом для Европейского Союза – ибо поднял на небывалую высоту европейскую идею и ценности, ЕС продолжает держать Киев на обочине европейской политики. А также публично посылает, несмотря на оказываемую значительную техническую помощь, негативные сигналы всем гражданам Украины.
Речь идет о том, что, во-первых, продолжается эпопея с безвизовым режимом: при том, что свою часть обязательств (более 140 условий) Киев уже выполнил. И теперь ждет, когда же в ЕС наконец разберутся между собой при каких условиях отменять безвиз для Украины. Киев надеется, что это все-таки произойдет 24 ноября – к саммиту Украина-ЕС. Если же снова будет отсрочка, то для Киева это станет серьезной пощечиной.
Во-вторых, Германия и Франция не теряют надежды снять вопрос войны в Украине с европейской повестки дня – чтобы убрать санкции с России (в угоду своему бизнесу), а также понравиться своим избирателям. Реализация этого сценария возможна только в ущерб интересов самой Украины: вот и на последней встрече «нормандской четверки» в Берлине требование Киева проводить выборы только после взятия под контроль украино-российской границы не нашло поддержки у Берлина и Парижа.
В-третьих, так до конца и не ратифицировано Соглашение об ассоциации Украины с ЕС – Нидерланды блокируют. Конечно, этот последний шаг имеет сугубо ритуально-символическое значение для Украины, ибо Соглашение и ЗВТ с ЕС и так работает. А главное – продолжит работать несмотря на позицию Амстердама. Но непрятно то, что 2,5 млн проголосовавших против ассоциации голландцев (из 16,8 млн всего населения страны) пытаются заблокировать стратегический курс развития 42 миллионной Украины: правительство Нидерландов пытается протолкнуть принятие юридически обязывающего документа, который должен будет исключить в будущем полноправное членство Украины в ЕС, вступление в НАТО и предоставление военной помощи, а также, что Соглашение не должно предоставлять украинцам право на работу в ЕС.
Киев вряд ли пойдет на такие неприемлимые условия. Поэтому либо Брюссель найдет способ убедить голландское правительство проигнорировать референдум, решение которого носит рекомендательный характер. Либо Соглашение так и останется в подвешенном состоянии до лучших времен.
Такая нерешительность со стороны ЕС прекрасно играет на руку России, которая не прекращает попыток раскачать внутреннюю ситуацию в Украине. И дает внутренним противникам современной Украины дополнительные поводы критиковать власти, обвиняя в неспособности добиться результатов на международной арене. Цель – добиться досрочных парламентских выборов, чтобы сначала переформатировать правительство, а затем провести и досрочные выборы президента. И все ради того, чтобы «вымарать» результаты Евромайдана и Революции достоинства 2013-2014 гг - чтобы жители соседней России тоже вдохновились примером и не вышли бунтовать против местной коррупции и несправедливости.
В таком случае пророссийский реванш в Украине, по аналогии с Молдовой, может стать очередным крупным поражением Евросоюза и поставит крест на его европейских ценностях. Мало того, это придаст новый импульс попыткам Кремля развалить Евросоюз.
«Сотни тысяч людей, которые выходили на улицы, защищая свое право на выбор европейского пути развития, демонстрируя готовность бороться за это право в условиях, когда в самих странах ЕС полно евроскептиков и евронытиков – это была наглядная демонстрация привлекательности европейской идеи. За все время существования Европейского Союза ни один из граждан составляющих его стран не отдал жизнь за европейскую идею. Просто проводили референдумы – вступать или нет. Казалось бы, какие еще нужны доказательства того, что Европейский Союз – это цивилизационный выбор наших граждан?», - считает известный журналист Виталий Портников.