Китай готов вложить около одного миллиарда долларов в таджикскую экономику. По мнению экспертов, финансовая зависимость Душанбе от Пекина усиливается, а влияние Москвы и Тегерана в стране и в регионе ослабевает.
Президент Таджикистана всю минувшую неделю провел в КНР. Эмомали Рахмон посетил промышленные центры Китая и встретился с ведущими бизнесменами и политиками этой страны. Итогом его турне стало подписание десяти новых соглашений, которые предусматривают оказание Китаем финансовой и технической помощи Таджикистану на сумму более одного миллиарда долларов. Визит Эмомали Рахмона в Поднебесную таджикские эксперты называют успешным. Один из его итогов - предоставление Китаем 600 миллионов долларов на строительство цементного завода на юге Таджикистана. Планируется, что предприятие будет выпускать около трех миллионов тонн продукции в год. Китайцы намерены наладить производство здесь в течение полутора лет. Еще около 300 миллионов долларов КНР выделит на сооружение близ Душанбе угольной ТЭЦ мощностью 270 мегаватт в сутки.
Среди других результатов переговоров можно отметить желание китайцев инвестировать в освоение месторождений меди в Таджикистане, в добычу золота и в развитие аграрного сектора. Кроме того, Пекин предоставит Душанбе грант в размере 150 миллионов юаней, а также кредит в объеме 50,5 миллиона долларов на реконструкцию автодорог.
"Китайцы закрепляют свое присутствие по всем трем стратегическим направлениям развития Таджикистана. Речь идет о выходе из транспортного тупика, обеспечении продовольственной безопасности страны и о достижении энергетической независимости. Другие игроки, в частности, Россия и Иран заняты в этом пока фрагментарно", - говорит политолог Абдугани Мамадазимов. Кредитная история Таджикистана и КНР берет начало в середине 2000-х годов. Тогда, после реструктуризации задолженности перед Россией в размере 300 миллионов долларов и списания МВФ долга Таджикистану в размере 99 миллионов, соотношение долга к ВВП сократилось с 66 до 30 процентов. Это позволило расширить коридор внешних заимствований.
В 2006 году власти одобрили получение от КНР суммы в 603 миллиона долларов. В мае 2012 года Душанбе был должен Пекину уже 878,5 миллиона - это около 40 процентов от объема внешнего долга страны. "Кредиты КНР выдает на льготных условиях: сроком от 10 до 20 лет и под 2-3 процента годовых. Так сегодня не работает ни одно государство и ни одна финансовая структура", - объясняет независимый эксперт Бехруз Химо.
Аналитик отмечает несколько положительных особенностей финансовой помощи Китая. "Во-первых, КНР выдает кредиты под капитальное строительство - на объекты инфраструктуры, энергетики и производства. То есть эти средства нацелены на будущее, в отличие от тех денег, которые, к примеру, получает Греция на текущие расходы", - говорит Бехруз Химо.
Вторая отличительная черта такого взаимодействия, по словам экономиста, в том, что Китай выдает кредиты своим же компаниям, которые строят объекты "под ключ". Это, как считает Химо, гарантирует целевое использование средств, то есть деньги не идут в карманы чиновников.
"Кроме того, китайцы в Таджикистане известны умеренными расценками и качеством работы. Например, строительство туннеля Шахристан обойдется Таджикистану в 50 миллионов долларов. Любая российская или западная организация взялась бы за этот объект, требуя сумму в 3-4 раза дороже", - отмечает Химо. Тем не менее легкость, с которой Китай дает кредиты Таджикистану уже вызывает вопросы у других партнеров. По словам эксперта Российского института стратегических исследований (РИСИ) Дмитрия Попова, быстро растущий внешний долг Душанбе перед КНР не может не беспокоить Россию, поскольку Москва видит Таджикистан в качестве потенциального участника Таможенного союза и ЕЭП. "В этой связи для России крайне важны такие макроэкономические показатели Таджикистана, как дефицит госбюджета и соотношение внешнего долга к ВВП", - говорит эксперт.
Он считает, что усиление кредитной зависимости Таджикистана перед КНР облегчает доступ китайским корпорациям к природным ресурсам и экономическим активам республики, одновременно делая ее более сговорчивым партнером при решении наиболее сложных вопросов в двусторонних отношениях.
"Так было в январе 2011 года, когда Таджикистан ратифицировал протокол о делимитации и демаркации границы с Китаем, уступив ему более одной тысячи квадратных километров спорных территорий на Памире, - поясняет Попов. - В ближайшие годы таджикская сторона должна приступить к большим выплатам. Вполне возможно, что это приведет к образованию своего рода крена в сторону КНР в многовекторной политике Таджикистана". По мнению Бехруза Химо, Душанбе не стоит бояться китайской помощи. "Важно не брать кредиты со сроком более 10 лет и с процентной ставкой выше 5 процентов. Также нельзя брать кредит в юанях, поскольку курс китайской валюты будет расти, а доллар США в долгосрочной перспективе имеет тенденцию к обесцениванию", - полагает экономист.
По его словам, Таджикистану главное не превышать параметры долга. "Причем важно не столько соотношение долга к ВВП, сколько уровень его обслуживания к доходам бюджета, включая выплату процентов и основной части кредита. Критическим принято считать превышение обслуживания долга 10 процентов доходов бюджета. По моим подсчетам в 2012 году этот показатель для Таджикистана составляет пять процентов", - поясняет экономист Бехруз Химо.