ГоловнаСуспільствоЗдоров'я

5 речей, які обов'язково мусить зробити майбутній міністр охорони здоров'я

Беда и огорчение настигли коалицию в попытках найти нового главу Минздрава - сегодня нардеп Алексей Мушак посетовал, что от должности отказалось 15 кандидатов, и это как минимум! Впрочем, у LB.ua есть предположение, что руководство страны, как минимум, слегка лукавит в этом вопросе.

Фото: Макс Требухов

Странно, как быстро забыли о том, что глава фракции БПП предлагал должность главы Минздрава кардиохирургу Борису Тодурову, и тот даже согласился, о чем говорил в интервью LB.ua. Возможно, Тодуров недостаточно “свой” для нового правительства, но разве справедливо говорить, что кандидатов нет? 

Вообще, честно говоря, кого-кого, а амбициозных людей в сфере здравоохранения хватает. И хватает желающих возглавить Минздрав, несмотря на всю его проклятность - просто чтобы стать самым главным по здоровью и взглянуть сверху вниз на врагов. Предположу, что даже из действующих замов половина готовы по первому зову передвинуться на клеточку вперед.

Итак, министра здравоохранения не назначают не потому, что нет кандидатов. Его не назначают потому, что идут торги. Пытаться угадать, кого же назначат в итоге - дело неблагодарное. Потому мы решили просто напомнить о том, чем новый министр, кем бы он ни был, должен заняться в первую очередь.

  1. Провести независимый аудит строительства детской больницы “Охматдет” и достроить больницу.

Фото: Макс Требухов

Аудит обещал провести экс-министр Александр Квиташвили, как только вступил в должность. Но аудита не случилось, случился новый конфуз - уже из заново выделенных на строительство денег 80 млн грн ушли на счет старого подрядчика, связанного с “семьей” Януковича. Деньги государство якобы было должно (Минздрав даже официально признал долг, уже в бытность Квиташвили министром), при этом у опекунского совета “Охматдета” есть претензии к выполнению работ. Подробнее об этом читайте в тексте LB.ua “Нельзя просто так взять и достроить “Охматдет”.

Разобраться в том, кто что недостроил и сколько лишних денег за это взял, без независимого аудита невозможно. Таким образом, аудит должен стать началом счастливого конца мутной истории с достройкой больницы.

2. Разрешить кризис с вакцинами.

Фото: stoppolio.in.ua

Из-за плохо продуманного перехода на международные закупки лекарственных препаратов в Украине возник дефицит целого ряда жизненно необходимых вакцин. Невозможно достать БЦЖ, вакцину от коклюша, дифтерии и столбняка, вакцину от бешенства. ЮНИСЕФ, который должен закупить для Украины новые вакцины, готов начать поставки, но проблема в том, что из всего списка вакцин, которые они могут привезти, только три зарегистрированы в Украине. И это не самые дефицитные для нас вакцины.

О том, что такая проблема возникнет, говорилось еще при обсуждении законопроекта, которым закупки препаратов были отданы на аутсорс. Решить проблему можно несколькими способами. Либо давить на Верховную Раду, чтобы она приняла поправки в законодательство, которые позволят завозить в Украину вакцины, не зарегистрированные у нас, но зарегистрированные в Европе и США. Либо давить на Государственный экспертный центр, чтобы он быстрее регистрировал новые вакцины (но в ГЭЦ сидят тертые жизнью чиновники, которые не хотят брать на себя ответственность за нарушение каких-либо нормативных актов). Либо выбивать деньги на экстренную закупку небольших партий вакцин, которые в Украине зарегистрированы, и тогда без спешки заниматься нормализацией процедуры международных закупок. Например, в Одессе вакцину БЦЖ закупили за счет горбюджета. Правда, непонятно, не будет ли из-за этого проблем у местных властей.

3. Поднимать тему качества оказания медицинских услуг.

Специалисты Минздрава должны разработать клинические протоколы лечения по всем врачебным специальностям. Такой протокол - подробный мануал для медика, который подскажет ему, как действовать в той или иной ситуации (без назначения плацебо и выдуривания денег из пациентов на лечение несуществующих болезней). Когда все протоколы будут написаны, утверждены и станут обязательными для исполнения, пациенты смогут следить за тем, чтобы врач все делал качественно, по инструкции, а в случае нарушения врачом протокола - подавать на него в суд.

На данный момент протоколы по некоторым направлениям уже готовы, по другим - готовятся. Качество их бывает разным, есть и продуманные, и по-быстрому списанные с европейских протоколов, без учета украинских реалий. Новый министр должен проконтролировать процесс основательного тестирования подготовленных протоколов и внесения в них всех необходимых поправок перед утверждением. От этого реально зависит, будут ли клинические протоколы первым и достаточно простым шагом для улучшения качества медицинской помощи в стране, или же станут профанацией и утраченным шансом.

Фото: Макс Левин

4. Подготовить целый ряд законодательных инициатив для проведения реформы.

Застрявшие в парламенте законопроекты об автономизации медицинских учреждений - только небольшая часть реформы. И перед их внедрением было бы неплохо провести инвентаризацию всех имеющихся учреждений и прописать программу оптимизации сети. Все это обсуждалось еще при презентации предыдущей реформы, которую проводил и не провел Минздрав под руководством Раисы Богатыревой. Медучреждения не должны закрываться, но они могут перепрофилироваться - например, под хосписы, с которыми сегодня в Украине большая напряженка.

После утверждения протоколов лечения нужно будет провести рассчеты стоимости всех медуслуг и готовиться к переходу на страховую медицину - обсуждать пакет гарантированных услуг, которые будет оказывать государство (например, экстренная помощь, первичная - семейный врач, терапевт, педиатр и вакцинация). Зная, что по чем, можно будет подсчитать, сколько понадобится на это денег в масштабах страны, и сколько денег нужно выделить на каждого человека. Тогда наконец можно будет перейти от оплаты койкоместа к оплате услуги и формуле “деньги ходят за пациентом”, о которой столько говорят.

Все вышеперечисленное требует работы множества экспетов и принятия миллиона законных и подзаконных актов, чем мы Минздраву и советуем заняться.

5. Запустить полноценную работу Центра общественного здоровья.

Либо же вернуть полномочия тем структурам, у которых их отобрали в пользу Центра общественного здоровья.

Центру отходят лаборатории Санэпидемслужбы и половина функций СЭС. Она должна заниматься эпидконтролем, вопросами вакцинации, профилактики и мониторинга инфекционных заболеваний - ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и т.д. Пока центр существует на бумаге, в то время как СЭС продолжает функционировать на заметно урезанных птичьих правах.

Заставить центр заработать - буквально мелочь по сравнению с прошлым пукнтом. На этом мы желаем будущему министру, кем бы он ни был, успехов и большой-пребольшой, чистой-пречистой совести.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка, заступниця головного редактора
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram