ГоловнаКультура

Симфонії Донбасу

С 28 октября по 11 ноября в музее «Духовні скарби України» будет проходить Национальный форум «Донкульт – мистецькі надра», посвященный донбасской культуре в самом широком смысле этого слова. Отталкиваясь от идеи выставочного проекта, охватывающего около 200 произведений визуального искусства ХІХ-ХХІ веков, организаторы пришли к концепции мультикультурного фестиваля, что для стен музея (да еще и подобной комплектации), как минимум, ново. В течение двух недель тут будут ежедневно проводиться литературные чтения, кинопоказы, театрализованные музыкальные перформансы и концерты классической, народной и экспериментальной музыки, объединенные донбасской тематикой.

Фактически, это первая масштабная попытка взглянуть на происходящее на Востоке процессы через призму культуры. И уже сам контент ясно показывает, что миф о Донбассе как о промышленном районе, не располагающем к сантиментам, далек от реальности. Пожалуй, наименее изученной в культуре Донбасса является ее музыкально-театральная составляющая – кстати, одна из наиболее событийно насыщенных программ фестиваля, гид по которой мы и предлагаем.

Фото: Facebook / Донкульт

28 и 29 октября состоятся два разных события, объединенные общим названием – «pOST bLOCK». Само название подобно кубику Рубика, так как является продуктом комбинаторики и благодаря перестановке элементов позволяет освобождать из себя все новые и новые смыслы. В нем запрятан Ostblock (в переводе с немецкого – Восточный блок) – термин, который использовался на Западе для обозначения стран «совка». Простой перестановкой составляющих получаем слово «блокпост» – нет смысла пояснять его значение для карты современного украинского Востока. Также освобождаем «post» («после») – неизменную приставку ко всем культурным явлениям конца XX века, обозначение из исчерпанности – постмодернизм, постиндустриализм, постгуманизм и т.д. Видим и английское lock («закрытый», «заблокированный») и буквы p и b в начале каждого из слов, похожие на поворот ключа. Комбинаторную игру можно продолжать бесконечно долго, и аудиовизуальная составляющая будет этому всячески способствовать.

В первый вечер (единственный, когда вход будет ограничен пригласительными, во все другие дни попасть на любое мероприятие можно свободно) выступит Luna Ensemble (художественный руководитель – Максим Коломиец) с музыкой эпохи барокко и актеры творческой мастерской Aparté (режиссер – Диана Айше). Музыкально-театральный перформанс обещает открыть перед зрителями ворота придуманного ими города, болезненно похожего на тысячи реальных украинских городов, сел и поселков. Актеры пригласят гостей посетить парки и скверы, кафе, библиотеки и базары этого города. Все вместе будут создавать историю, финал которой будет зависеть как от артистов, так и от зрителей.

Фото: masterklass.ua

В следующий вечер пройдет аудиовизуальный перформанс «pOST bLOCK. ТОЧКА СХОДУ». Во второй части заголовка обыгрывается такое понятие, как точка схода перспективы – один из азов рисования, которому обучают еще в художественной школе. Одновременно это еще и «точка Сходу», т.е. «точка Востока». Истории жизни беженцев и жителей региона, которые остались в зоне АТО, в этом аудиовизуальном перформансе войдут в резонанс с произведениями композиторов второй половины XX – начала XXІ ст. Совместный проект художницы Дарьи Кузьмич, музыкального руководителя Максима Коломийца, Ensemble Nostri Temporis, Tenpoint (виджеинг, видео арт) и Front Pictures нанижет человеческие истории на остросовременную музыку Владимира Раннева, Жоржа Апергиса, Янниса Ксенакиса и Максима Коломийца.

В четверг, 30 октября проект экспериментальной музыки «Supremus» перебросит очередной мостик между мирами популярной и академической музыки. Помимо других в концерте прозвучат две революционные для XX века партитуры, полностью изменившие представление о музыкальном произведении. Первая – «4′33″» Джона Кейджа, своеобразный «черный квадрат» музыкального искусства. Ее музыканты исполнят в качестве реквиема по погибшим во время событий на Донбассе. Другая – композиция Терри Райли «IN C», фундамент музыкального минимализма, произведение из 53 до-мажорных фрагментов, которые могут повторяться вечно. Солнечная жизнерадостность пьесы, ее потенциальная бесконечность и объединение инструменталистов во время игры в живую музыкальную цепь будут символом жизни в мире и единстве, а также движения к самосовершенствованию.

Вечером 1 ноября выступят хедлайнеры Форума – Сергей Жадан и харьковская ска-группа «Собаки в космосі» с новым альбомом-книгой «Бийся за неї». Кстати, Жадан – один из тех уроженцев Донбасского региона (он родом из Старобельска Луганской области), которых с Донбассом упорно не ассоциируют.

Фото: www.chytomo.com

Другому выходцу из этих широт – композитору Сергею Прокофьеву – в честь которого названа не только Донецкая музыкальная академия, но и новенький, а теперь уже разрушенный аэропорт, посвящено сразу несколько концертных программ. Его «Десять мимолетностей» и Сонату №7 29 октября сыграет молодой преподаватель Донецкой музакадемии, не далее как четыре года тому назад ставший бронзовым призером киевского конкурса молодых пианистов имени Владимира Горовица – Алексей Коваленко.

Днем 4 ноября на сцене Муниципальной оперы покажут балет Прокофьева «Петя и волк» – лучший гид по оркестру для детей. Достаточно один раз сходить на спектакль, чтобы ребенок навсегда запомнил, что флейта поет как птичка, кларнет – это ловкая кошка, гобой – неуклюжая утка, фагот – ворчащий дедушка, а валторны – голодный волк. После этого он будет практически безошибочно определять эти голоса в симфоническом оркестре.

Еще один фортепианный речиталь с музыкой Прокофьева состоится 5 ноября. Студенты Киевского института музыки имени Рейнгольда Глиера Надежда Саковская и Александр Леонов, успевшие к своим двадцати годам обзавестись роскошными биографиями с десятками конкурсных побед, сыграют прокофьевские сонаты. В них, кажется, сквозит степной ветер, волновавший маленького Сережу в родной Сонцовке (сейчас село называется Красным). Между прочим, композитор и в зрелом возрасте называл себя «степным парнем», чувствуя связь с родным краем.

В связи с впечатляющим количеством музыки Прокофьева на квадратный метр фестиваля блестящая донецкая пианистка Дина Писаренко отказалась от исполнения очередной сонаты классика в пользу произведений Иоганна Себастьяна Баха, Левка Ревуцкого и Александры Карастояновой-Херментин. Дина – еще одно свидетельство того, как мало мы знаем о культуре Донбасса. Ее деликатная, умопомрачительно тонкая игра выдает пианистку за выпускницу Венской консерватории, хотя на самом деле у нее донецкое образование. Не понятно, как Дине такое удается, но она способна заставить слушать себя даже в гуле других голосов – например, во время Гогольфеста, когда звукорежиссеры отказывались прикрутить уровень громкости на уличной сцене, Писаренко извлекала из рояля такое алмазное piano, что уличное гоцанье просто оставалось за бортом внимания слушателей.

Свой сольный концерт пианистка отыграет в субботу, 3 ноября, а 4-го они совместно с донецким композитором Евгением Петриченко устроят лекцию на тему «Пессимистические размышления оптимистического человека, или чего не следует ждать от музыкального искусства Донбасса». Петриченко – это тот человек, который год назад довел-таки волну фестивалей новой музыки до Донецка. Фестиваль прошел успешно и с размахом, а весной этого года по понятным причинам не состоялся. Сам Евгений, украиноязычный патриот, так и остался в Донецке, а на попытки вытащить его в Киев во время бомбежек отвечал, что он должен пережить происходящее вместе с родным городом. В Киев он приезжает всего на одну ночь, чтобы рассказать об исторических предпосылках формирования донбасской культуры, социально-культурных процессах ХХ-ХХІ веков и резонансных музыкальных проектах последних лет.

Фото: composersukraine.org

7 ноября произойдет сразу несколько разноплановых музыкальных мероприятий. Днем выступит замечательная домристка Светлана Колесник, разрушающая представление о домре как об инструменте, годящемся исключительно для псевдофольклора. Она, кстати, - участница уникального донецкого оркестра домр, руководимого композитором Валерием Ивко и прославляющего не только этот щипковый инструмент, но и донецкую композиторскую школу. Несколько пьес современных донецких авторов попадет и в киевскую программу.

Следом за этим камерным концертом слушателям предложат очередной фрагмент (предыдущий был показан в рамках Гогольфеста) новой оперы «Кориолан», режиссером которой выступил Влад Троицкий. Особенность действа заключается в том, что у него нет композитора. «Мы пишем музыку музыкантами, а не нотами», - откровенничает режиссер, имея в виду импровизационную природу новой оперы. Впрочем, насколько Шекспиру к лицу спонтанность – решать зрителю.

8 ноября состоится симфонический концерт New Era Orchestra с программой из произведений донбасских авторов. В этот раз помимо Прокофьева прозвучат произведения Ивана Карабица – композитора и общественного деятеля родом из села Ялта Донецкой области, сделавшего для развития новой музыки в столице больше любого из его сверстников-киевлян, а также бывшей донетчанки Анны Корсун, в этом году впервые завоевавшей для Украины победу в одном из самых престижных композиторских конкурсов – нидерландском «Gaudeamus».

9 ноября отдано на откуп фольклорным коллективам. Днем с программой из греческой народной музыки (одного из самых распространенных на Донбассе этносов) выступит известная по проекту «Голос країни» певица Иллария. Вечером же киевляне познакомятся с настоящей донбасской аутентикой от театра фольклорной песни «Дивина», собранной ими во время собственных этнографических экспедиций по области.

Фото: news.donnu.edu.ua

10 ноября сопрано Елена Гребенюк, чередуясь с тенором Дмитрием Иванченко, исполнит романсы Прокофьева, произведения из репертуара «шахтерского герцога» Анатолия Соловьяненко и песни, известные по записям солиста Донецкого, Киевского и московского Большого театра, баритона Юрия Гуляева. Следом камерный ансамбль «Киевские солисты» под управлением американско-израильского дирижера Дмитрия Яблонского исполнит печальные и трагические пьесы Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича.

Завершит фестиваль долгожданная премьера мистериальной драмы TRANSFORMA – совместного проекта композитора Виктории Полевой и режиссера-постановщика Александра Крыжановского. Гигантский состав участников – то, что нужно для иллюстрации космогонии. Как утверждают ее авторы и инициаторы, она отражает «творческий акт сотворения мира и человека из бушующего хаоса, путь разрушений и падений созданного, в результате которого возникает «переживание света, чуда и неуничтожимости мира».

Любов МорозоваЛюбов Морозова, журналістка, музичний критик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram