Музыкальная левитация: сакральная музыка разных времен

В этом выпуске - ранняя, религиозная и современная классическая хоровая музыка, средневековый мистик Хильдегарда Бингенская, композитор Ренессанса Пьерлуиджи Палестрина, современный “сакральный минималист” Арво Пярт и наконец, сакральная музыка в киевском планетарии.

Palestrina: Canticum Canticorum (Hilliard Ensemble)

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina) 17 декабря 1525 или 1526, предположительно Палестрина — 2 февраля 1594, Рим) — итальянский композитор, один из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса. Наиболее значительный представитель Римской школы музыки.

Эти “слишком полифонические”, избыточно чувственные мотеты, скорее всего, были написаны композитором не для папской службы, а для религиозных собраний, инициированых Филипом Нери в 15760-1570х годах.

Arvo Pärt - Litany

Tõnu Kaljuste, Estonian Philharmonic Chamber Choir / The Hilliard Ensemble / Tallinn Chamber Orchestra

Вот что Пярт, один из самых известных композиторов современности, говорит о своей музыке:

“Каждая фраза дышит самостоятельно. Ее внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание <...> [В паузах нужно] научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага …”

Музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению «новой простоты» (нем. neue Einfachheit‎, англ. New Simplicity), а также называют «сакральным минимализмом». Большое количество сочинений Пярта имеют сакральную основу и тексты.

Лита́ния (лат. litania от греческого греч. λιτή, означающее «молитва» или «просьба») — в христианстве молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний.

N.B. концерт камерной музыки Арво Пярта и Валентина Сильвестрова, организованный агентством “Ухо”, пройдет в атриуме отеля Fairmont в ноябре этого года.

Hildegard von Bingen - Canticles of Ecstasy

Хильдегарда Бингенская 1098-1179 - мистик, визионер, религиозный и общественный деятель, композитор, поэт, целительница, натуралист, ученый.

Первое видение, которое Хильдегарда описывает как «ослепительный свет, потрясший мою душу», явилось ей в трехлетнем возрасте. Рассказывать об откровениях она начала спустя пять лет, в монастыре, свой наставнице Юте.

Она продолжала видеть их всю свою долгую жизнь, сочинять гимны и музыку вне канона григорианского хорала.

Автор мистических трудов, духовных стихов и песнопений, а также трудов по естествознанию и медицине. Одна из четырёх женщин, удостоенных титула Учитель Церкви.

За последние 20 лет музыку Хильдегарды перепели большинство известных коллективов ранней музыки и не только. Тут ее исполняет Sequentia (руководитель Benjamin Bagby).

Ирмос. ”Радуйся: напіви до Богородиці, Начальника з начальників"

Проект Ирмос львовской мастерской "Слово и голос" работает с традиционной православной музыкой - и пытается выйти к обновлению слова, новому пониманию канона через расчищение мотива пения. Тексты для "Радуйся: напіви до Богородиці, Начальника з начальників" восстановлены по рукописям и украинским старопечатным книгам XVII-XIX.

Концерт “Ирмос” и Натальи Половинки в Киеве пройдет в пятницу, 31-го октября в киевском планетарии. Выбор места не случаен - первые советские планетарии располагались в церквях, с 1952 по 1987 год жители города рассматривали звезды в Александровском костеле. 31 октября мы попробуем сделать нечто зеркальное - на пару часов превратить городской планетарий в место, где исполняется сакральная музыка. Концерт в планетарии - часть цикла “Архитектура Голоса” агенства “Ухо”.

Страница события в фейсбуке - по ссылке.

Евгений Шимальский, агентство "Ухо".

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram