Новая метла
Сложности в столичной «Самопомощи» длятся уже год – с момента, когда ячейку возглавила Оксана Сыроид. Во всяком случае, именно на данный фактор указывают большинство наших собеседников – активистов политсилы.
У предшественника Сыроид, Максима Гапчука, истек срок двухлетних полномочий, но от переизбрания он – по состоянию здоровья – отказался. Интересно, что решающее слово «за» Сыроид тогда сказал Олег Лаврик – депутат ВР; человек, которого небезосновательно называют «серым кардиналом» данной политсилы. Сергей Гусовский ее кандидатуру также поддержал. Что, однако, не помешало скорому возникновению между ними противоречий. Еще одним внутренним оппонентом Гусовского последовательно выступал нардеп Егор Соболев.
Взяв бразды правления, Сыроид вместе со своими коллегами по парламентской фракции начала внимательно контролировать процесс избрания председателей районных организаций (РПО) в столице.
Показателен случай выборов лидера одной из таких РПО, когда большинства – для продвижения своего кандидата – не было ни у одной из сторон. Тогда сторонники Сыроид, не мудрствуя лукаво, просто завели в состав избирательной комиссии трех новых членов, получив таким образом, необходимое для себя преимущество. В другом районе нынешние депутаты-исключенцы якобы и вовсе сумели назначить «своего» человека «в обход» Сыроид.
Все это множилось ролью Егора Соболева, также претендовавшего на активности в кадровых вопросах. Частенько, совместные заседания фракций «Самопомощи» Киевсовета и Верховной Рады проходили бурно. По свидетельству очевидцев, однажды Соболев даже привел с собой участников АТО – партийцев «Самопомощи» – дабы повлиять на «жирующих» депутатов столицы.
В партии говорят, что Соболева активно поддерживает лидер парламентской фракции «Самопомощи» Олег Березюк. Возможно именно потому, что в случае акций протеста именно он может «выйти к улице», что демонстрировал уже ни раз.
Враг №1: Решение было готово заранее
Формальным поводом для изгнания столичных депутатов из партии стало голосование за выделение земельного участка для родственников депутата фракции «Самопомощь» Романа Марченко.
Заседание исполнительного комитета партии состоялось еще 6 сентября. Обсуждение длилось два часа. Но решение было готово заранее: исключить из партии Марченко и четырех депутатов Киевсовета (Сергея Гусовского, Алексея Руденко, Сергея Харчука и Вадима Васильчука). «Возмутило то, что мы вроде как сидели, разговаривали, спокойно обсуждали, как тут слово берет Олег Лаврик и говорит: хватит, мол, воду в ступе толочь, вот – проект постановления. И читает голосом. При этом сам текст на руки не выдавали. Сплошная симуляция демократического процесса», – говорит один из участников совещания. Говоря, акцентирует: текста этого самого постановления никто до сих пор так и не видел.
«Еще веселый момент: нападки на Марченко начались с заявления, будто бы о нем в негативном ключе пишут в фейсбуке. Дескать, партия должна с этим разобраться. Да не просто, а наняв частного детектива, – делится другой очевидец. – Ты себе представляешь этот бред?! Да, мало ли кто что в фейсбуке пишет? Мы что. Не знаем, как это делается? Ну, а частный детектив – совсем уж за гранью. Хотя, ясно: выводов его «экспертизы» нам тоже не предоставили».
В «большой» «Самопомощи» заявили, что в ходе расследования выяснилось: Марченко и члены его семьи захватили 12 земельных участков в Киеве общей площадью около 1,4 га, в том числе около 0,6 га береговой линии озера Витовец. При этом восемь земельных участков оформлены на членов семьи Марченко или связанных с ним лиц с нарушением требований законодательства. Кроме того, Марченко не указал в декларации за 2016 год доход, который получила его жена от продажи шести участков береговой линии озера.
Кроме этого, юридическая фирма, партнером в которой является Марченко, ведет активную коммерческую деятельность в оккупированном Крыму и на территории России. Дескать, Сергею Гусовскому об этом было известно, но никаких действий он не предпринимал.
В ответ команда Гусовского говорит, что вышеупомянутые земельные участки находятся в пользовании близких Марченко еще с 80-х годов. Процедура приватизации их началась еще в 2006 году, когда Марченко не был депутатом. Более того, он лично перед каждым подобным голосованием заявлял о конфликте интересов и сам не голосовал.
Ни юристы «Самопомощи», ни юристы Киевсовета не высказывали предостережения по поводу проектов решений по выделению этой земли.
«Самопомощь» обещает передать все материалы в НАПК, НАЗК и другие органы. Марченко же, по словам Гусовского, «будет судиться за каждое слово».
Президентские для Садового, парламентские для Гусовского и мэрские для Сыроид
Конфликт получил развитие во вторник, 11 сентября, утром, когда 18 из 22 членов фракции столичной «Самопомощи» объявили о ее самороспуске (решение принималось накануне). Один депутат – удержался, трое – отсутствовали.
Официальная мотивировка: в знак протеста против исключения коллег, случившегося накануне. Параллельно было анонсировано создание новой депутатской группы. По умолчанию подразумевается, что возглавит ее Сергей Гусовский. Не исключено, уже в ближайшем будущем она станет основой для его, Гусовского, политической силы, нацеленной на участие в парламентских выборах 2019 года.
Планы пока условны: ни конфигурация, ни направленность, ни ресурсная (в том числе финансовая) составляющая этой силы пока не ясны. Единственное, что понятно наверняка: амбиции самого Гусовского, а также ряда его соратников на предмет попадания в Верховную Раду.
Равно как планы Оксаны Сыроид баллотироваться в мэры Киева, а Андрея Садового – в президенты страны.
Результаты тут не столь важны. Со времен триумфа 2014-го, позиции партии «Самопомощь» существенно просели.
Так, еще в феврале 2016-го президентский рейтинг Садового насчитывал 11,8%, «Самопомощи» досрочные парламентские принесли бы 15,6% (лидерская, на тот момент, позиция).
В мае того же года случился «мусорный кризис», в результате которого общенациональная поддержка мэра Львова существенно сократилась, однако поддержка партии оставалась по-прежнему солидной. Особенно в тех городах, где «Самопомощь» имела пусть не всегда многочисленные, но всегда активные фракции в горсоветах (Киев, Днепр, Харьков и т.д.).
Однако уже в сентябре 2018-го исследования фонда «Демократические инициативы» показывало ей 4,1% поддержи – тонкая грань для гипотетического прохождения в Раду. Дальнейшая динамика позитивов также не демонстрировала. Кроме того, коррупционные скандалы, спровоцировавшие раскол местных ячеек, случались не только в столице.
Наиболее яркий пример – Днепр, где в апреле 2017-го случился конфликт между центральным аппаратом партии и членами ее фракции в местном горсовете – Вячеславом Мишаловым и Артуром Хмельниковым. Заподозрив этих двоих в коррупции, «центр» посоветовал им добровольно сложить депутатские мандаты (интересно, что рабочую группу, изучавшую ситуацию в Днепре, возглавляла вице-спикер Оксана Сыроид).
Соответственно главная задача «центральной» «Самопомощи» на ближайший избирательный цикл – сохранить свою идентичность. Для чего все средства, особенно – участие в президентской, парламентской и мэрской кампании (в столице намечена на 2020-й год) – хороши.
Возможна ли реинкарнация киевской «Самопомощи»?
Но вернемся к текущему моменту.
На «ответном» заседании фракции вечером понедельника один человек, как уже сообщалось, от голосования воздержался. Это Наталья Манойленко, член партии, лояльная – как считают ее коллеги – к Оксане Сыроид. Еще три человека собрание попросту проигнорировали. Это Вадим Ноздря (близко связан с Андреем Садовым), Олеся Пинзенык и Дмитрий Стрижов (по иронии судьбы, центральные органы партии ранее готовы были предъявить ему претензии, сродные с теми, что получил в свой адрес Роман Марченко).
И вот тут начинается самое интересное. Собственно, юридическая казуистика.
С одной стороны, депутаты Киевсовета избирались по открытым спискам. То есть, практика отзыва их мандатов по инициативе партии (по аналогии с ВР), в случае выхода из фракции, здесь неприменима. Но в случае запуска так называемой «народной инициативы» (собрания необходимого количества подписей избирателей) теоретически реализуема.
Такие прецеденты наблюдались в Черкассах, Луцке, Тернополе и др. И хоть в отдельных случаях суды признают незаконным лишение мандатов депутатов горсоветов таким способом, но за время судебных тяжб в горсовете начинают работать новые депутаты. Механизма лишения мандатов последних в таком случае законодательством не предусмотрено.
При этом вероятность запуска механизма отзыва депутатов есть. Законодательством предусмотрен перечень отзыва мандата депутата местного совета: нарушение Конституции и законов Украины, установленное судом; пропуск в течение года более половины пленарных заседаний совета или заседаний постоянной комиссии; невыполнение предвыборной программы. Причин для отзыва бывших депутатов Киеврады от «Самопомощи» нет. Но, как показывает практика, их всегда можно найти.
С другой стороны, возможен вариант, при котором депутаты Манойленко, Ноздря, Пинзенык и Стрижов заявят права на бренд «самоустранившейся» фракции. И тогда «недостающих» коллег (числом в 18) потребуется «добирать».
По мнению ряда депутатов Киевсовета – собеседников LB.ua из разных фракций – сие маловероятно, поскольку с ныне существующим составом горсовета руководство столицы уже сработалось, «ротация» кадров может негативно повлиять на деятельность лояльного к мэру большинства. Косвенное тому подтверждение – весьма комплементарные публичные высказывания секретаря горсовета Владимира Прокопива в адрес Гусовского и Ко.