Об этом, собственно, фильм Гаспара Ноэ «Любовь 3D». Он – панорама штампов и стереотипов. И это, конечно, продукт массового потребления. Синефил и эрудит тоже найдут для себя сувениры, оставленные режиссером в уголках драмы о простом человеке. Плакат фильма «Сало́, или 120 дней Содома» Пазолини в квартире главного героя, цитаты Пруста, вплетаемые квазитворческой девушкой Электрой в разговор, сцену взаимной страсти любовников в том же месте, где снимались кадры изнасилования героини другого фильма Ноэ, «Необратимость». Есть в фильме находки, достойные визуального искусства. Семяизвержение, бомбардирующее с экрана каждого зрителя – из таких. Подобного не увидишь ни в жизни, ни в порно, потому что в них нет эффекта 3D и абсурдного экранного гигантизма.
На организованной «Архаус Трафик» приватной встрече с Гаспаром Ноэ его много расспрашивали о предыдущих фильмах. Он и сам был рад проговаривать развитие своих идей и сюжетов. И зря. «Любовь 3D» должен и будет смотреть зритель самый широкий, неподготовленный. Которому нет дела до истории искусства. А вот до осмысления собственных стереотипов, да просто их проживания, теребления до катарсиса, есть. «Большинство людей никто не цензурирует, они сами накладывают ограничение на себя. Моя жизнь гораздо больше похожа на этот фильм, чем на другие», - признается Ноэ. И моя. И ваша.
Потому что то, что Ноэ демонстрирует, как отказ от личных ограничений не дает никакого прорыва. Это всего лишь номинация, называние того, что есть в современном человеке. Европейском человеке, в первую очередь, потому что это кино продолжает невротическую традицию понимать и проживать любовь в духе «Ромео и Джульетты». Как драму, истерику, нечто невозможное. Отсюда и ощущение секса, как наваждения, а не наслаждения либо просто чего-то нормального, как это присуще культурам Азии.
Метод Ноэ – реализм. И он тоже банален. Реализм вырастал из преодоления средневекового подавления телесного, да и всего земного, ради горнего и мистического. Возвращение внимания к человеческому телу в итальянском Ренессансе сперва было боязливым подражанием не ведавшей стыда античности. Ренессанс открыл банальные сегодня практики обучения искусству – анатомические штудии. Телесность в фильме Ноэ – те же штудии. Обнаженный автопортрет Альбрехта Дюрера в XXI веке. Впрочем, Ноэ наследует не Дюрера, поскольку чужд мистицизма. За ним – французская школа реализма. Репликации «Происхождения мира» Курбе.
Новый мир действительно рождается. Но не так, как хотелось бы героям, проживающим свою любовь всеми доступными методами взбадривания – с тусовками, наркотиками, сексуальными экспериментами, скандалами, психологическим террором и прочей распущенностью. А – случайно. Случайность ведь не банальна. И в этом ирония мира, в этом – его помощь нам, которую мы не можем и не хотим оценить, цепляясь за стереотипы.
Разъясняя свой замысел гостям встречи, Ноэ обратился к идее отца психотехник нового времени Георгия Гюрджиева о том, что человек – существо трехмозговое. Громоздкую и замысловатую тему Гюрджиева режиссер также банализировал. Мол, в нас живет мозг холодной рептилии, которая настроена только на размножение и выживание, мозг млекопитающего, способного уже защищать своих и бороться с чужими, и мозг человека, овладевшего навыком общения, взаимообмена.
Главной опасностью человека Гюрджиев считал механизацию, превращение с годами и опытом в робота, повторяющего одни и те же действия и реакции. Ноэ как раз демонстрирует нам эту машинерию, предсказуемость нас даже в попытках отхватить некий запредельный опыт. И этим «Любовь 3D» полезна. Чужой блуд и чужие сны помогают задуматься о том, что, может быть, есть и еще что-нибудь, кроме банального.
Что же до так называемых аморальных сцен, Гаспар Ноэ напоминает: «Фильм - это всегда шоу. Ты будто достаёшь кролика из цилиндра».