«Генштаб РФ применил технологию, использовавшуюся немцами во время Второй мировой»
Готовясь к этому разговору, я подняла – в том числе – ваши заявления последнего времени. Разрешите, процитирую. Итак, 20 марта: «Россия готовится к новому масштабному наступлению», 11 июня: «Россия готовится к вторжению», 27 августа: «Россия завершает подготовку к масштабному наступлению». Слава Богу, ваши прогнозы не сбывались, тем не менее, что это было: превентивные меры, информационная атака, что?
Для противостояния агрессору задействуются не только военные технологии и наши Вооруженные Силы. Очень важны в этом противостоянии дипломатическая и информационная работа. Когда мы обнародуем какую-либо информацию, она базируется исключительно на фактах. Это не крики «волки, волки!», когда на самом деле волков нет, а когда они появятся – никто уже не среагирует. Это – констатация информации, которую собирает наша разведка, которую мы получаем непосредственно с линии фронта. И я хочу подчеркнуть, что действительно российские оккупационные войска находятся в полной боевой готовности к проведению наступательных действий. Более того, разворачивание войск в наступательном порядке делается демонстративно – это, в том числе, и технология давления на нас.
О том, как изменилась ситуация на Донбассе, я расскажу, но хочу отметить также важность работы на дипломатическом направлении. Только объединив дипломатические, политические и военные усилия, мы смогли противостоять российской угрозе. Безусловно, нашим приоритетом было усиление потенциала нашей армии. Мы создали три мощных оборонных рубежа, выстроили систему активной обороны. Да, Россия может начать наступление, но потери их при этом будут настолько большие, что они не смогут получить результат, на который рассчитывают. Вместе с тем, Украина четко исполняет взятые на себя обязательства. У Минских соглашений много критиков, но зачастую ими выступают либо те, кто хочет заработать политические дивиденды, либо те, кто вообще их не читал. Что главное в этом документе? Освобождение оккупированных территорий, восстановление контроля над границей, прекращение огня – кто может возражать против этого?
Россия не смогла сломать единства Украины и наших международных партнеров. Выступив цельным дипломатическим фронтом, в результате получили - вместо наступления - кардинальное уменьшение обстрелов – фактическое прекращение огня.
Все-таки - с учетом ситуации последних дней, когда действительно поспокойнее, уровень военной угрозы от РФ на данный момент каков? Он высокий, очень высокий, какой?
Знаете, когда вот так публично мы заявляем о готовящемся наступлении или масштабных провокациях, мы тем самым информируем Российскую Федерацию, что нам известно об их маневрах и подготовке.
Этим летом ситуация на востоке принципиально изменилась. В первое время событий на Донбассе мы наблюдали своеобразный «микс»: нам противостояли боевые группировки, сформированные из местных уголовников и сепаратистов, получивших российское оружие, а также вместе с ними воевали регулярные части российских Вооруженных Сил. Сегодня ситуация совсем другая. Сегодня нам противостоит там не российско-террористические формирования, а хорошо подготовленные Вооруженные Силы РФ.
Ранее я уже говорил, что российский Генеральный штаб применил технологию, которую использовало руководство Германии во времена Второй Мировой войны, создавая подразделения «Ваффен СС». Немцы, испытывая дефицит мобилизационного ресурса, набирали на оккупированных территориях добровольцев, формируя из них дивизии «Ваффен СС», но при этом все военное руководство осуществлялось исключительно немцами, профессиональными офицерами «СС». «ССовцы» были руководящим звеном, а в качестве «пушечного мяса» использовались местные добровольцы. Аналогичная технология у Генштаба РФ. Сегодня они построили на оккупированных территориях два корпуса общей численностью 33 тысячи человек. Всё руководство корпусов, их штабы, вся командирская вертикаль, это исключительно кадровые российские военные. «Рядовые» бойцы – из местного населения, да и то их не более сорока процентов, еще 60% - российские наемники и контрактники.
Разница между двумя корпусами на Донбассе, и остальной частью российской армии, только в одном: данные корпуса лучше подготовлены и у них больше боевого опыта. Для координации корпусов создано командование в резерве Южного военного округа ВС РФ.
Впрочем, агрессорам и этого показалось мало - помимо этих корпусов на оккупированной территории Донбасса находятся еще и девятитысячный резерв, состоящий из кадровых частей российской армии. Кроме того, вдоль нашей границы расположены российские войска, численность которых не уменьшается уже последние полгода и составляет порядка 53-х тысяч человек - 40 батальйонных и 10 ротных тактических групп.
Вдоль всей восточной границы?
Нет. Эта численность сконцентрирована только вдоль участка границы, который они контролируют. При наличии понтонных переправ все они могут очень быстро перебрасываться на оккупированную территорию.
Пяти понтонных переправ, которые русские навели через Северский Донец – для упрощения переброски войск в случае вторжения?
Да. Когда мы их зафиксировали, они были вынуждены их разобрать, однако понятно, что такую переправу, при выполненных подготовительных работах, можно вновь собрать очень быстро. Отработанная ими технология дает возможность в течении нескольких часов перебросить подготовленные к вторжению подразделения РФ на оккупированные территории.
«Фальшивые выборы нужны боевикам, чтобы вновь загнать ситуацию в тупик»
Итак, эскалация может случиться в любой момент, правильно?
В любой момент. Мы должны быть к этому готовы. При этом, выполнив вcе взятые на себя обязательства (предусмотренные Минском, - С.К.), действуя в полной синхронизации с западными партнерами, мы заставили РФ прекратить артиллерийские обстрелы. В то же самое время, ситуация на линии разграничения остается очень напряженной. Хоть и не ведется огонь артиллерией (противника, - С.К.), всё равно работают снайпера, диверсионные группы, и мы каждый день имеем раненых или даже убитых. Хотя все аргументы РФ для политического прикрытия активизации боевых действий и их наступления мы выбили.
Как это согласуется с последними заявлениями российской стороны и их сателлитов в ДНР/ЛНР? Очень аккуратно, они дают понять, что не против отступиться, передать Донбасс Украине. Так, один из «лидеров» «ДНР» Пушилин высказывает надежду на «скорое окончание войны», представитель «ЛНР» в контактной группе – гн.Дейнего говорит, что «возобновление Украины контроля над границей не представляет угрозы для ЛНР». Что это: блеф, двойная игра, нечто другое?
Если говорят о мире, значит нужно готовится к войне. Опыт общения с РФ научил нас, что верить им никогда нельзя. Сегодня мы их по сути «прижали», у Путина нет аргументов, чтобы сказать: опять сорваны Минские договоренности, Украина не выполняет взятые на себя обязательства и т.д. Нет у него возможности прикрыть свои военные преступления какими-то политическими лозунгами.
Вместе с тем, сегодня мы видим, что на оккупированных территориях сконцентрирована мощная группировка войск, продолжается завоз вооружения и техники. И тут не может быть иллюзий: если Москва даст приказ, российские войска начнут наступление.
Значит, эти заявления – для отвода глаз?
Путин пытается торговаться с Западом. Сейчас они готовят почву для переговоров с США, в частности - во время встречи в Нью-Йорке, на ассамблее ООН. Поэтому на данном этапе – до этих переговоров – мы не прогнозируем активизацию военных действий. В то же время мы должны быть готовы отразить агрессию в любой момент.
…Если говорить об их спекуляциях вокруг темы выборов (местных, - С.К.), то я хочу напомнить, что Минские соглашения предусматривают проведение выборов на оккупированных территориях только при определенных условиях:
- выведение российских войск;
- возобновление действия на оккупированной территории украинских законов и Конституции;
- освобождение захваченных госучреждений и предприятий;
- создание условий работы для украинских СМИ, партий и так далее.
Ничего этого на сегодня нет. В тоже время, они приняли решения проводить выборы в «ДНР» 18 октября, а в «ЛНР» в начале ноября.
Киев признает результаты?
Ни в каком случае. Как, если не выполняются элементарные требования? Эти фальшивые выборы нужны, чтобы ситуацию вновь загнать в тупик. Чтобы заблокировать мирный формат возвращения оккупированного Донбасса.
Мне известно, что начиная где-то с весны, высшее руководство России прозрачно намекало украинским коллегам: вопрос Донбасса можно решить, если Украина отступится от Крыма.
Украина своими территориями не торгует. Мы никогда не признаем оккупацию Крыма. Более того, согласно недавно принятой Военной доктрине, Россия – главная военная угроза для Украины. Все наши вопросы к России могут быть сняты только после полного освобождения оккупированных территорий, включая, конечно, АР Крым. Пока российские военные находятся на территории Украины, мы пребываем в состоянии фактического военного противостояния с РФ.
Готова ли Украина принять Донбасс обратно?
Знаете, много политиков, гоняющихся за рейтингами, говорят: мол, зачем нам этот Донбасс, сплошные проблемы от него – большинства у наших партий в парламенте не будет или еще что-то. Я такие позиции считаю губительными и предательскими. Необходимо делать все для того, чтобы обеспечить реинтеграцию Донбасса. Донбасс – это Украина!
Что конкретно предпринимать? Необходимы детали. Существует ли четкий, пошаговый план возвращения Донбасса?
Исполнение тех самых Минских договоренностей - это и есть план реинтеграции Донбасса. Первое - полное освобождение территорий Луганской и Донецкой областей от оккупантов. Невозможно говорить о возвращении украинской власти на Донбасс, пока там находятся российские военные, российская армия, используется российское оружие.
Второе – перекрытие границы, возобновление полного ее контроля Украиной. Если бы была перекрыта граница, мы бы уже давно завершили эту войну. Но когда воюешь с врагом, численность которого не ограничена, когда невозможно оценить его силы, количество оружия – потому что через границу все время поступает подкрепление - добиться победы очень сложно.
После того, как будет возобновлен контроль над границей, мы сможем поставить точку, сможем вернуть на эту территорию украинскую власть, восстановить действие наших законов. Тогда-то и начнется реинтеграция Донбасса.
Главная реингтеграция – она в головах. И вот тут, признайте, у власти нет ни то, что предварительного плана, у нее нет даже предварительного видения.
Как только будет восстановлен контроль над оккупированной территорией, на скамью подсудимых должны сесть те, у кого на руках кровь, в том числе, кровь мирных граждан...
Знаете, есть такой «Безлер», который в прямом эфире расстреливал наших военных.
Имитировал?
И имитировал и расстреливал. Должен ли такой человек избежать правосудия?
Разумеется, нет. Но я не об этом. Простые граждане, им тяжело будет простить друг-друга. Совершенно непонятно, как жить вместе в единой стране, словно не было ничего.
Простые граждане мечтают нормально работать и мирно жить в пределах единой страны. Безусловно, есть яд в виде российской пропаганды… Информационная война не менее опасна, чем война с оружием в руках. Поэтому, информационная безопасность – важнейший вопрос. В частности: прекращение трансляции российских телеканалов, возобновление работы украинских СМИ. Безусловно, восстановить доверие между людьми в течение недели, допустим, невозможно. Необходимо время. Особенно для того, чтобы произошли изменения в головах. Но, дорогу осилит идущий.
Так четкий план пошаговый существует или нет?
Он детализируется сейчас. В дальнейшем – будет уточнятся по мере реализации.
Когда можно ожидать его принятия, оформления в виде официального документа?
Знаете, можно планировать что угодно. План будет детализирован и, думаю, представлен общественности только после того, как мы реально увидим выход российских войск с оккупированных территорий. До этого планировать можно что угодно, но особого смысла это не имеет - ситуация меняется слишком быстро.
«Решаем вопрос создания министерства промышленности и военно-промышленного комплекса»
Несколько тактических моментов. Мы говорили о понтонных переправах через Северский Донец. Насколько я знаю, зафиксированы они были силами космической разведки, которая сейчас вполне эффективно работает. Так?
Да, за последний год мы значительно усилили потенциал нашей разведки и один из важных ее элементов - использование космической разведки. Космическая разведка позволяет более точно определять позиции врага, его силы, средства и т.д. Более подробно, к сожалению, я рассказывать не могу. Отмечу только, что на протяжении года мы сделали очень серьезный шаг вперед в сфере усиления нашей обороноспособности, вооруженных сил, всего сегмента сектора обороны и безопасности. За год мы вдвое увеличили количество боевых самолетов, в полтора раза - количество танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты, в два раза нарастили количество артиллерии, в три раза – реактивных систем залпового огня… С начала года более полуторы тысячи единиц вооружения и военной техники поставлено для нашей армии, и этот год еще не закончился. По сути происходит возрождение нашего оборонно-промышленного комплекса, который ранее фактически был уничтожен вместе с армией – теми, кто работал в Украине на интересы РФ.
Почему не создано государственное агентство, которое занималось бы определением государственной политики, стратегии в сфере «оборонки»? Почему этим до сих пор занимается «Укроборомпром», который, простите, хозяйствующий субъект?
Кроме «Укроборонпрома» в сегменте военно-промышленного комплекса сейчас активно работают негосударственные предприятия, они дают достаточно качественную продукцию.
Однако, да, я согласен: должен быть орган, формирующий государственную. политику в оборонно-промышленном комплексе страны. Сегодня, когда идет разговор о реформировании Кабмина, рассматривается вопрос и о создании профильного государственного комитета или даже министерства промышленности и военно-промышленного комплекса. Идет дискуссия. И наши рекомендации вполне совпадают с вашей экспертной оценкой.
Мы уже полтора года в состоянии войны! Почему этого раньше не произошло?
Фактически «Укроборонпром» взял на себя функцию не только производителя и поставщика вооружения, но и отдельные аспекты в формировании оборонно-промышленной политики. Здесь, безусловно, есть вопросы и проблемы. Хотя в этом плане решения принимаются на уровне СНБО с активным участием заказчиков этой продукции (Минобороны, Национальная гвардия и т.д.)
Вопросы к руководству страны, согласитесь.
Мы работаем не в тепличных условиях! Мы работаем в условиях, когда создавать новые структуры – и сложно, и накладно, у нас каждая копейка на счету. В условиях активных военных действий у нас нет времени и возможности для экспериментов. В то же время, озвученный вами вопрос действительно важен и я убежден, что сейчас – в процесс реформирования наших правительственных структур – он будет поднят и разрешен на самом высоком уровне.
«Глядя на современную Россию, я вижу конец СССР»
Как развивается сотрудничество с западом в сфере оборонной промышленности? Отвечая на аналогичный вопрос полтора года тому, в нашем с вами интервью, посвященном событиям первых месяцев аннексии Крыма, агрессии на Донбассе, дословно вы сказали следующее – цитирую: «Увы, мы не получили от них даже рогатки!», хотя просили помочь достаточно серьезно. Сегодня ситуация принципиально не изменилась. 15-го июля, насколько я знаю, вы встречались с Викторией Нуланд - тематический вопрос вновь обсуждался.
Есть проблема. На мой взгляд, наши западные партнеры ошибаются относительно того, что поставка в Украину летального оружия будет раздражать Путина, провоцировать на более агрессивные действия. Простите, когда они (россияне, - С.К.) начинали оккупацию Крыма, никто Украине никакого оружия не поставлял, тем не менее, их это не остановило.
Путина побуждает к агрессии именно слабость оппонента, тогда как сильный оппонент его останавливает. Я убежден, что фактором безопасности в Европе может быть только сильная, вооруженная самым современным оружием украинская армия.
Или же уход от власти Владимира Путина.
Я этого не исключаю, хотя, знаете, как говорят: «Умом Россию не понять». Один человек умудрился поставить на колени огромную страну и сейчас уверенно ведет ее к гибели. Та милитаристская истерия, навязываемая российскому обществу, вообще все, что там сейчас происходит – серьезная опасность для мира.
Глядя на современную Россию, я вижу конец империи, которая называлась Советским Союзом. Многие другие империи прошли этот путь, когда внутренние проблемы пытались решать за счет внешней агрессии, создания образа «врага» и т.д. Это не Путин придумал, это – финальная стадия любых разбалансированных имперских формирований, вспомните историю.
Поэтому еще раз: Украина – главный форпост на пути России к цивилизованному миру. Нашим западным партнерам важно понять: это – агрессия не только против нашей страны, но против всего западного цивилизованного мира.
«Внутренне-политическая конкуренция перерастает в борьбу на уничтожение»
Политический блок. Вы упомянули о грядущих перестановках в Кабинете Министров. Когда их ожидать? В каком формате? Арсений Петрович, как я понимаю, кресло сохраняет?
Вопрос перестановок и реформирования в Кабинете Министров не относится к компетенции секретаря СНБО. Есть парламентская коалиция, есть Кабинет Министров, есть президент. Я убежден, что все они относятся ответственно к своей деятельности, к происходящему в стране, к угрозам, которые стоят перед всеми нами и поэтому они найдут наиболее оптимальную модель того, как обеспечить стабильность, спокойствие, развитие Украины.
Вопрос как раз в вашей компетенции – одного из самых влиятельных, в независимости от названия должности, политика страны. Вы – ближайший соратник Президента, близкий – Премьер-министра. Но Президента все-таки больше.
Не согласен, когда «меряют», кто чей больше соратник. Где бы я ни работал, стараюсь честно выполнять свои обязанности и те задачи, которые стоят передо мной.
Сказать, кто к кому ближе... Вы знаете, я хотел бы быть ближе к своей родной стране. Вот это для меня главный приоритет. В то же время, я подошел бы к политике с точки зрения государственной безопасности. Это как раз то, за что отвечает Совет национальной безопасности и обороны Украины. И здесь я готов к более серьезной дискуссии. О чем речь: когда мы говорим о прекращении или радикальном уменьшении огня на линии соприкосновения на фронте, это не значит, что Путин снял с повестки дня главную задачу, которая стоит перед ним. А его задача - не отбить какой-то донецкий городок или взять боем поселок. Его задача - уничтожение независимой, самостоятельной, демократической Украины. Его задача - остановить европейскую интеграцию, остановить независимый путь нашей страны. Сильная, демократическая, европейская Украина могильщик режима Путина. Мы демонстрируем сегодня, в том числе – народу РФ - как можно жить вне тоталитаризма.
Поэтому свою задачу – уничтожить нашу страну – Путин решает не только на восточном фронте. Сегодня его приоритет – внутренняя дестабилизация.
Вы обвиняете своих коллег по коалиции в дестабилизации? В том, что их подстрекает Путин?
Я же не прокурор, чтобы кого-то обвинять. Для этого есть соответствующие органы. Я хочу сказать, что когда мы видим некоторую стабилизацию на фронте, это вовсе не повод полагать, что уменьшилась угроза для безопасности страны в целом. Сегодня налицо серьезная попытка дестабилизировать ситуацию изнутри.
Кто дестабилизирует ситуацию изнутри? Конкретно. Называйте «героев».
Соня, вам бы очень подошла должность прокурора!
Боже упаси! А вот у вас есть все шансы – Генпрокурором вы еще не были.
Когда я говорю, что Россия делает ставку на внутреннюю дестабилизацию в Украине, это не просто слова. Приведу конкретные примеры.
Долгое время, в августе, шли «разгонки» (информационные, - С.К.), так называемого «Дня гнева». В интернете размещались «посты» якобы ветеранов АТО на красивом украинском языке: «Усіх треба повісити! Трибунал над владою. Усі йдемо на День гніву!». Специалисты Службы безопасности, занимающиеся кибербезопасностью, вычислили IP-адреса, с которых расходилась информация о Дне Гнева. Разгонка шла из РФ.
Еще сегодня, например, появились инициаторы созыва «четвертого Майдана», на 22 ноября. С какого сайта началась разгонка этой инициативы? С сайта пророссийской организации «Украинский выбор» (Виктора Медведчука, - С.К.), понимаете? Вот на это надо обращать внимание. Их попытка дестабилизировать ситуацию изнутри - значит компенсировать те потери, те поражения, которые они получили на фронте, на Донбассе.
Вернемся к ситуации в коалиции. Вы выступали одним из лоббистов сближения партии «Народный фронт» с партией «Солидарность». Незадолго до Дня независимости был подписан так называемый «договор о дружбе» между вашими двумя политсилами, декларирующий намерения максимального сближения и более эффективного сотрудничества. Вы и так уже сотрудничаете достаточно длительное время в парламенте, в правительстве… Так зачем было подписывать этот документ? Зачем было договариваться о еще более тесном сотрудничестве, если вы декларируете, что и так все в порядке?
Вы знаете, что ситуация в Верховной Раде очень сложная, есть и серьезные проблемы в коалиции. Ситуация в стране всегда осложняется накануне очередных выборов. Потому что, к сожалению, многие политики меряют свой рейтинг и считают, что это - единственный критерий для тех или иных их действий. Следствие - часто создаются искусственные политические кризисы с единственной целью: одних - «опустить» в политическом плане, других, за счет этого, «возвысить». А что со страной, какие перспективы у государства - это у многих, к сожалению, отходит на задний план.
Расскажите, пожалуйста, о договоре между партиями «Народный фронт» и «Солидарность». Вы хотите уйти от вопроса, но у вас это не получится.
Я расскажу, Соня, не переживайте! В этих сложных условиях нужно принимать достаточно непопулярные решения. Другое дело, что у нас слабо построена позиция по информированию людей и общественности о причинах и последствиях принятия важных решений. Это - отдельный вопрос.
Для удержания ситуации, необходимо, чтобы объединились все политические силы, которые способны взять на себя ответственность за - в том числе - и непопулярные решения. Не за популизм – «всем все раздать, все поделить» - а за то, что в сложных условиях военного противостояния нужно удерживать экономику, не допустить дефолта, обеспечить фундамент для экономического развития, выполнить обязательства по реструктуризации долгов и т.д. Именно поэтому я считаю, что сейчас необходимо единение всех политических сил, которые способны взять на себя ответственность. Реальное единение! Именно поэтому я выступал за то, чтобы объединились не только «Народный фронт» и «Солидарность». Я выступал за то, чтобы все политические силы, способные взять на себя ответственность, в том числе и те, кто входит в парламентскую коалицию, перестали конфликтовать и объединились в одну сильную политическую команду.
НДП создали?
Главная идея единения - прекратить внутреннюю борьбу, прекратить внутренние провокации. К сожалению, внутренне-политическая конкуренция сегодня перерастает в жесткую борьбу на уничтожение и также является опасностью, которой пользуются враги украинского народа. Дестабилизация в парламенте переходит в дестабилизацию на улицах.
Сближение «Народного фронта» и «Солидарности» декларировано, но вы не можете даже – в силу процедурных причин - создать фракцию в парламенте, тем более – партию.
Такая задача сегодня не стоит. Сегодня стоит задача, когда говорим, например, о местных выборах, пойти одной командой. Необходимо как в центре, так и на местах, создать объединение людей, которые способны принимать решения. Не критиковать, не рассказывать, что все плохо, а принимать решения и брать на себя ответственность.
«Под Радой планировалось использовать не одну, а семь гранат»
Почему когда «Народный фронт» и «Солидарность» договорились между собой о сотрудничестве, лидеры двух политсил не вышли и не объявили об этом публично? Почему это было сделано «под ковром»?
Почему «под ковром»? Есть дискуссия, диалог между политическими силами. Это нормально. Если бы мы приняли решение, условно говоря, создать одну партию, тогда, безусловно, мы бы выступили с соответствующим заявлением. Мы же договорились просто о координации действий и, кстати, Президент и Премьер это комментировали.
Весьма расплывчато, не уточняя обстоятельства.
Послушайте выступления президента и премьера в День независимости. Был четкий призыв к единению всех политических сил. Наша задача, наша договоренность - способствовать единению ответственных сил, перед лицом вызовов, стоящих перед страной. Я считаю, это очень конструктивный и позитивный процесс.
Согласитесь, было бы честно, призвав к объединению, сказать: «А вот мы с «Народным фронтом» уже объединились!»
Когда реально объединимся в новую политическую силу – вы эту новость узнаете одной из первых.
Я и так все узнаю первая. Сейчас же речь о том, что эта кулуарность…
Не ищите черную кошку в черной комнате, если ее там нет.
Эта кулуарность стала одной из причин дестабилизации коалиции. Другие члены коалиции почувствовали себя лишними на вашем с «Солидарностью» празднике жизни.
Неправда! Дестабилизация коалиции началась с того, что некоторые политические силы захотели получить дополнительные проценты за счет разрушения тех непростых процессов, которые необходимы стране для обеспечения ее безопасности, в том числе - реализация Минских договоренностей.
Говорите прямо, пожалуйста. Называйте, например, радикалов, «Батьківщину», «Самопомощь», не голосовавших – в большинстве своем – за Конституцию. Чего стесняться?
Я называю всех, кто 31 августа подстрекал людей к беспорядкам с парламентской трибуны.
Давайте вернемся к событиям 31 августа. Когда мы говорим о дестабилизации, о попытке посеять в стране хаос, страх, это - очень яркий пример. Идет следствие и я не могу разглашать все подробности, но кое-что, пожалуй, расскажу. Думаю, это будут сенсационные вещи.
Давайте!
Те, кто готовили провокации 31 августа возле парламента, хотели, чтобы страшные последствия были бы на уровень масштабнее. Так, планировалось использовать не одну, а семь гранат. Была подготовлена специальная группа боевиков, которые должны были действовать под прикрытием дымовых завес. Первая граната должна была разорваться в рядах Нацгвардии и побудить нацгвардейцев к использованию оружия (против митингующих, - С.К.). Кстати, по инструкции, когда используется боевое оружие, они обязаны адекватно отвечать.
Почему же они не использовали оружие?
Ситуацию спасли их выдержка, мужество и ответственность.
Далее шесть других гранат должны были полететь в окна парламента, где находились те, кто подстрекал людей. Они (подстрекатели, - С.К.) не понимали, что также должны стать жертвами этих страшных событий. Итак, по задумке, после того, как Нацгвардия использует оружие, среди демонстрантов появляются жертвы, разобраться, кто стрелял первый, кто – второй, практически невозможно. Хаос, страх ... И то, что называется «началось»…
Назовите, пожалуйста, организаторов этого плана?
Организаторов назовет следствие. И они будут сидеть на скамье подсудимых. Это я могу вам обещать. Очень много политиков, для того, чтобы поднять свой рейтинг, для того, чтобы как можно больнее ударить по власти, начинают говорить о непрофессионализме действии силовых структур, Нацгвардии и т.д. Это очень больно слышать ... Потому что это не только неуважение к героям, которые погибли, это не только неуважение к тем, кто получил тяжелые ранения, но это и непонимание того, что они своей выдержкой, своей жизнью и кровью защитили парламент и тех же депутатов, подстрекавших людей к провокациям. Ребятам хватило выдержки - когда взрывалась граната, когда в лицо летели дымовые шашки - не применять оружие, хотя, повторяю, по инструкции, они имели на это право.
Будет ли в связи с этим, инициировано снятие депутатской неприкосновенности с кого-либо из действующих нардепов?
Когда будет доказано, что тот или иной депутат принимал участие в этих событиях непосредственно как организаторы, то - да!
«Не преувеличивайте влияние Банковой!»
«Радикальная партия» Олега Ляшко покинула состав коалиции, пока голосов для ее полноценной работы хватает, но «Батькивщина», и «Самопомощь» в зоне риска, насколько мы знаем. А вы уже анонсировали кадровые изменения в Кабинете Министров. Хочу уточнить как они будут – с оглядкой на изменение состава коалиции – проходить.
Здесь как раз не может быть никакой кулуарности, не может быть разговоров вне коалиции. Сейчас очень выгодно быть в оппозиции, выгодно кричать, что все плохо. Ситуация очень сложная. Я не знаю примеров, когда во время войны - причем с таким жестоким и сильным врагом - страна резко развивала бы свою экономику. Инвесторы боятся идти в Украину, нам необходимо огромные ресурсы направлять не на социально-экономическое развитие, а на оборону.
В то же время, те депутаты, которые формируют большинство в парламенте, которые являются ядром коалиции из разных политических сил и партий, даже внефракционные, должны определять направление и параметры реформирования и обновления Кабинета Министров.
По-моему, все определяет Банковая! Давайте откровенно, да.
Не преувеличивайте, пожалуйста, влияние Банковой! Процессы, которые сегодня происходят в парламенте, они не регулируются Банковой. Банковая задает какие-то инициативы, в том числе и конституционные изменения, не более того. Сказать, что депутатов кто-то дергает за руки-ноги, как марионеток - это неправда. У нас есть достаточно много самостоятельных, профессиональных политиков в составе Верховной Рады.
Очевидно, что после местных выборов ситуация в ВР еще изменится. Хотелось бы сейчас услышать ваш прогноз относительно их исхода и дальнейших последствий.
Очень важный вопрос - будет реализовано итоговое голосования по децентрализации или нет. От этого очень многое зависит.
Но это уже после местных?
Да. Вопрос: с какими полномочиями будут работать местные советы? Смогут ли они действительно взять на себя всю ответственность за социально-экономические процессы в регионах (то, что предлагает децентрализация)? Или опять – старая вертикаль и все будут искать ответы на все вопросы в Киеве? Собственно, от этого зависит стратегическое развитие не только местного самоуправления, но и всей страны.
В регионах очень много тех, кто оппозиционно настроен по отношению к Киеву.
Согласен. Но, знаете, когда люди приходят к власти, они начинают понимать, что желания и возможности не всегда совпадают.
В ряде регионов власть может получить оппозиционные себе местные советы, а это – реальная угроза. Одесса, Днепропетровск, Харьков, Запорожье…
Есть оппозиционность, а есть сепаратизм. Вспомните «русскую весну» в 2014-м. У нас тогда не было ни армии, ни милиции, ни особых возможностей, но мы смогли остановить эти опаснейшие процессы. Сейчас, в этом плане, ситуация более контролируемая. Но, хочу еще раз подчеркнуть, одно дело - оппозиционность, когда идет дискуссия по экономическому развитию и социальным вопросам, другое - когда под оппозиционностью скрывается сепаратизм, попытки дестабилизировать ситуацию, разорвать на куски страну. Для этого есть конституционные права, в том числе Верховной Рады и Президента, прекратить деятельность любого совета (областного, районного или городского), деятельность которого противоречит Конституции и угрожает национальному суверенитету, безопасности страны.
«У нас нет конкуренции с Арсением Петровичем»
Предельно четкий сигнал для местных элит. Напоследок. Когда мы обсуждали с вами ситуацию в КМУ, я все ждала, что вы сами заговорите, но придется, видимо, спрашивать. Итак, начиная с мая месяца, вас прогнозировали на пост премьер-министра. Это позволило бы сохранить формат коалиции, одновременно обновив систему. Вопрос был закрыт после июльского визита госпожи Нуланд, давшей понять, что Яценюк западу все-таки ближе.