ГоловнаКультура

Записки режиссера. Две беды

Трясясь по корявым киевским дорогам на торжественную пьянку по случаю первой годовщины «Харьковских соглашений» по ЧФ, невольно начинаешь вспоминать благодать германскую.

Записки режиссера. Две беды
Фото: Макс Левин

Ведь когда мчишься по немецкому автобану, то первая мысль, которая приходит в голову, - что это не дорога, а просто какая-то взлётно-посадочная полоса! Широкая, ухоженная, прямая… Загляденье!..

Но сразу же за ней традиционно возникает и вторая, – какие же это *** построили такие дороги в Украине?!..

По второму вопросу у меня, в отличие от Н.В. Гоголя, пока ясного ответа нет. А вот что касается первого, то тут кое-какая информация имеется.

Когда к концу Второй мировой войны союзники окончательно раздолбали немецкие аэродромы, то часть автобанов, действительно, использовалась для взлёта и посадки самолётов Люфтваффе. Безупречное качество дорог это позволяло.

Именно такая судьба постигла и участок дороги возле города Рамштайн-Мизенбах на территории нынешней федеральной земли Рейнланд-Пфальц, примерно в десяти километрах от города Кайзерслаутерн. Когда эту территорию захватили наступающие американские войска, они продолжили «традицию» Люфтваффе, использовав для себя импровизированную немецкую ВПП. Дорога была расположена идеально и к 1953-му году американские и французские инженеры на этом месте построили уже полноценную авиабазу.

Теперь авиабаза Рамштайн является крупнейшим опорным пунктом американских ВВС за пределами территории США. На базе дислоцировано около 40 000 военнослужащих и 4 000 гражданских специалиста. Кроме того, авиабаза может использоваться и в качестве эвакуационного пункта, так как неподалёку от неё, рядом с городом Ландштуль, находится крупнейшая американская больница за пределами США.

Что бы вам было легче представить себе размеры Рамштайна, можете сравнить её с базой Черноморского Флота Российской Федерации в Крыму. Ведь это такое же место базирования иностранных войск, как в Германии, только расположено оно на территории Украины. В Крыму даже трудоустроено примерно столько же местных жителей, как у немцев - 30 тысяч. Правда, финансовые поступления от базирования россиян составляют всего порядка 17% городского бюджета Севастополя, в то время, как немецкий местный бюджет фактически сложен из американских денег, но это сейчас не важно. Так что, сами понимаете, объект немаленький. И обходится он американцам в хорошую копеечку.

Фото: EPA/UPG

При этом интересно, что США изначально арендуют у Германии лишь территорию для базы, все объекты инфраструктуры создавались ими самостоятельно, за счет бюджета Соединенных Штатов. Более того, США постоянно совершенствуют её, и тоже, естественно, за свой счет. А ведь речь идёт о сотнях миллионов долларов!

Но это – средства, выделяемые американским бюджетом только на усовершенствование инфраструктуры. За аренду фактически одной только земли (об аренде объектов речь, как вы поняли, не идет), за воду и электроэнергию для авиабазы в Рамштайне Вашингтон платит Берлину, по оценкам университета в Трире, кстати, родины К. Маркса, порядка 1,5 миллиардов евро в год! 1,5 миллиарда евро только за аренду!.. Представляете?.. Сумасшедшие деньги!.. Это вам не какие-то жалкие 100 миллионов и газ…

Это я к тому, что и нам без хороших дорог тоже никак нельзя. Конечно, были бы у нас такие дороги, как у немцев, и мы бы хорошо жили, не велика хитрость. Но пока дорог таких у нас нет.

В принципе, можно было бы, конечно, собраться с оставшимися силами и построить где-нибудь, допустим, под «городом русской славы» Севастополем, относительно ровный кусок шоссе для иностранной авиации. Сдали бы этот кусок НАТО или тупым америкосам под взлётную полосу… Ну, вы меня понимаете!.. Рабочие места, толстый бюджет, новейшие технологии… Рамштайн отдыхает! А Крым и Севастополь процветают! Уважать бы себя, как немцы, может, начали. А не так, как сейчас…

В общем, беда нам с этими дорогами, просто беда!.. Хотя, как справедливо заметил ещё умнейший Николай Васильевич Гоголь, такая беда в наших краях обычно одна не ходит. Обычно у нас ходят, как говорится, две беды.

И вот с этим уже, похоже, ничего не поделаешь…

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram