ГоловнаСуспільствоОсвіта

Зачем закрывают украинские школы в Донецке

На протяжении последних недель очень активно и на совершенно разных дискуссионных площадках обсуждается тема закрытия в Донецке школ с украинским языком обучения. Несмотря на то, что вроде бы информации по этому вопросу имеется в избытке, понять, что же именно происходит сегодня в Донецке, не так уж просто. LB.ua попытался еще раз максимально объективно посмотреть на ситуацию.

Зачем закрывают украинские школы в Донецке
Фото: www.segodnya.ua

Началось все с того, что в октябре минувшего года в Донецкой области была утверждена так называемая Региональная дорожная карта по оптимизации сети бюджетных учреждений и расходов местных бюджетов на их содержание. По слухам, всего в Донецкой области будет закрыто 26 школ, но никто из официальных лиц не подтвердил эту информацию. Также власти не уточнили, какие именно школы будут «оптимизировать», однако заявили, что общая проектная мощность школ, намеченных на закрытие в 2011 году, составляет 7182 ученика, фактическая наполняемость – 2099 учащихся или 30% от заложенного потенциала. Это де-юре. А что же происходит на деле?

Школы готовят к закрытию, но тихо, вроде как в тайне от всех. Родители, конечно же, в курсе, но никто из них не считает школу, в которую ходит их ребенок, «лишней». По свидетельству людей, закрывать будут школы и с нормальным наполнением классов.

К примеру, в жилмассиве по улице Бирюзова в Кировском районе Донецка (один из отдаленных районов города) есть две школы - № 91 и №98. «У нас поселок (жилмассив – прим.авт.) очень большой. 98-ю школу закрывают, хоть классы там и не пустые, останется 91-я, в которой и сейчас по 30 человек в классе. - рассказывает жительница района, не пожелавшая называть свое имя. - В эту же 91-ю школу ходят еще дети из поселка Лозовая – своим ходом бог знает откуда добираются… На Абакумова и Лидиевке (жилые массивы, между которыми находится Бирюзова – прим.авт.) тоже по две школы, из которых две закроют. Мы боимся, что в итоге образование будут получать только те, у кого есть деньги. В детские сады ведь уже только за деньги берут. У нас было 3 садика – сейчас 2. В помещении третьего висит объявление о продаже квартир. Устроить ребенка в сад стоит тысячу гривен. А сколько учителей останутся без работы…Кто их куда возьмет – только уборщицей или на рынок реализатором».

В то же время начальник управления образования и науки Донецкой областной государственной администрации Юрий Соловьев заявляет, что средняя наполняемость классов по области сегодня 21 человек, по селу 11 человек, а плановая наполняемость – 30 человек, поэтому неправильно содержать 42% воздуха за счет финансирования образования. По его словам, в школах области «на сегодняшний день обучается 328 тысяч человек (58%)». «Ну можно ли содержать ту инфраструктуру, которая была? – вопрошает чиновник. - На 25% снизилось количество детей в школах».

Кстати, в свое время Соловьев заявлял, что вопрос о закрытии школы №111 с украинским языком обучения в Петровском районе города, не стоит.Тем не менее, родители учащихся утверждают, что о закрытии школы им известно наверняка, и потому регулярно выходят на акции протеста. 14 февраля они провели митинг при участии нескольких десятков человек, а 16 числа собрались у здания совета Петровского района и угрожали самосожжением.

Фото: www.unian.net

Начальник отдела образования Петровского района Лариса Фофанова поведала Lb.ua свою версию происходящего: «Из 15 школ района у нас 6 имеют статус образовательных учреждений с украинским языком обучения, таким образом, 40% детей района обучается на украинском языке – это самый высокий показатель в городе. Кроме того, более половины дошкольников обучается и воспитывается на украинском языке. Вообще я вам могу сказать, что на сегодняшний день решения о закрытии нет ни по одному учебному заведению… Но вот смотрите какая ситуация – мы проанализировали данные за последние 5 лет: взяли 2005-2006 год и сравнили количество классов в о время с нынешним учебным годом. И получилось, что у нас на сегодня минус 1419 учащихся и минус 48 классов. Непосредственно в 111-й школе обучается 239 детей, то есть от проектной мощности учебное заведение заполнено на 57%. Я могу, конечно, понять эмоции родителей, хотя на сегодня мы изучили мнения родителей и, скажу вам, их большая часть спокойно относится к закрытию школ. Протестующие – это группа активистов, которые слишком бурно проявляют эмоции. Тем более, что причин для недовольства как таковых нет: рядом со 111-й школой еще находятся 2 школы – № 100 и №101, причем 101-я школа имеет статус образовательного учреждения с украинским языком обучения. То есть, если будет принято решение о закрытии 111-й школы, мы совершенно безболезненно можем перевести детей в 101-ю классами. И получится вот такой нормальный вариант и для детей и для персонала, потому что будут трудоустроены и все учителя и техперсонал школы».

Объяснение вполне складное, но у родителей – другая информация. «Во-первых, наша школа теплее, чище, - говорит LB.ua руководитель группы митинговавших родителей учащихся 111-й школы Лариса Владимировна. - Во-вторых, 101-я школа, в которую нам предлагают перевести детей, еще не полностью украинская – там только переходят на украинский язык обучения. В общем, мы будем до конца отстаивать свою школу».

Фото: Макс Левин

Словом, дело ясное, что дело темное. Возможно, в области действительно происходит оптимизация сети учебных учреждений – тем более, что параллельно идет оптимизация сети учреждений медицинских. С другой стороны, под шумок этой оптимизации действительно может проводиться целенаправленное сокращение украиноязычных школ – ведь государственная язковая политика изменилась в сторону повышения доли русского языка во всех сферах жизни, и явно назревает русификация образования. Кроме того, горожане также подозревают чиновников в намерениях использовать землю и здания закрытых школ в коммерческих целях. Закрытые школы якобы будут «законсервированы» до лучших демографически времен, но совершенно очевидно, что даже если эти времена и наступят, то «расконсервировать» школы уже не удастся. Подтверждением тому история с закрытыми в 90-х детскими садиками – вернуть им прежний статус властям так и не удалось, хотя потребность в детских садах в стране сегодня очень большая.

В пользу версии второй и третьей версии говорит хотя бы поведение чиновников. Если у них все посчитано и проанализировано, то почему бы не предоставить на суд общественности перечень закрываемых учебных заведений? Чтобы не было домыслов и обвинений в адрес властей. По их словам, разумеется, беспочвенных.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram