ГоловнаСуспільствоЖиття

Уничтожение киевского зоопарка. Еще немного, еще чуть-чуть

Последние несколько месяцев заголовки новостей из Киевского зоопарка ничем не отличаются от сводок с театра боевых действий. «Умер, погиб, отравлен, убит...» Список жертв растет. Власть молчит. А если что-то говорит, то врет. Или выдает желаемое за действительное. То есть опять же врет. 26 мая зоопарковский мартиролог пополнился еще одной жертвой. Умер верблюд.

Уничтожение киевского зоопарка. Еще немного, еще чуть-чуть

Информация об истинных причинах смерти, понятно, пока не озвучена. Пищевая интоксикация от подброшенной врагами картошки – звучит неубедительно. Так что вопросы есть. Поскольку верблюд, как известно, животное крайне выносливое. И в состоянии выживать даже в непростых условиях монгольских, африканских или австралийских пустынь. Но, похоже, по экстриму киевский зоопарк оказался круче. Хотя кто знает, что было бы с верблюдами в Гоби, Сахаре или пустыне Гибсона, если бы нынешнее руководство Киевского зоопарка рулило процессом и там...

Да ладно. Бог с ними, с пустынями. Вернемся в родные лесостепи. Потому что в условиях концлагеря, в который превращен киевский зоопарк, любая пустыня покажется для животного курортом. Поскольку в природе в случае появления опасности любое живое существо будет бороться за выживание. Будет куда-то убегать, улетать, уплывать, уползать. В Киевском же зоопарке можно разве что с разбегу сломать себе шею. Как это случилось с погибшим в апреле самцом зебры. Которого при переводе в летний вольер отделили от самок, а бедолага этого маневра не понял и рванулся следом. В итоге руководство зоопарка объяснило, что зебра погибла «от радости». В смысле, гормоны взыграли...

О слоне говорить не будем. Ложь, которую исторгают и директор зоопарка Светлана Берзина, и киевский вице-мэр Игорь Добруцкий, в состоянии сжечь любой детектор правды. Одно заявление, что слона отравили яйцами, чего стоит. Причем озвучивала эту версию не только Берзина, которая вряд ли в состоянии отличить каракала от манула, а и главный ветеринарный врач г-н Марунчин. Которому, по идее, должно быть хорошо известно, что слоны белковую пищу не едят по определению. И подобная версия, озвученная профессионалом, просто переворачивает все знания о слонах, накопленные человечеством за века.

И о странной попытке отравления двух яков тоже можно особо не распространяться. Тем более что, по мнению зоопарковской ветслужбы, симптомы отравления были аналогичны тем, которые наблюдались у слона. Но если результатов токсикологической экспертизы пока нет, то о каком отравлении можно говорить? Так что это тоже туда. К совести. Или к детектору правды.

В ту же область можно переадресовать и заявления Берзиной о том, что зоопарк находится в кольце врагов. То есть отравителей. И слон на их совести, и яки, и верблюд. Причем по степени прозорливости Берзиной впору принимать участие в «Битве экстрасенсов». Ибо назвать через два часа после гибели слона (то есть до вскрытия) не только причину смерти, но и убийц – это, согласитесь, высший пилотаж.

Но по пути директора пойти можно. И через несколько часов после гибели верблюда попробовать осторожно высказаться по поводу того, что причиной смерти могли стать некачественные корма. Или токсичная подстилка. Или комбинация этих факторов. В том числе и потому, что кормами в зоопарке заведует человек, который, по имеющейся информации, до недавнего времени был литейщиком. Хотя на этом посту должен находиться, как минимум, дипломированный зоотехник. Но литейщик на должности зоотехника – это мелочь по сравнению с экономистом-маркетологом на посту генерального директора зоопарка. Экологическое образование Берзиной вызывает определенные сомнения.

К тому же по международным стандартам пост директора зоопарка такого уровня может занимать специалист, имеющий не меньше 20 лет стажа. А стаж Берзиной накапливался абсолютно в иных сферах. Она прошла путь от организатора собачьих боев до директора «Центра идентификации животных». Где она, в том числе, руководила и процессом «гуманного сокращения числа бездомных животных в городе Киеве». Что происходит в городе с бездомными животными, хорошо известно. Хотя Берзина продолжает этот процесс курировать и сегодня. Попутно руководя еще и организацией «Живая планета», которая за деньги выдает некие сертификаты экологической чистоты продуктов. При чем здесь зоопарк, понять сложно. Но факт есть факт. Даже невзирая на то, что назначена была Берзина без конкурса и оглядки на судимость за финансовые шалости. И никто не обратил внимания, что помимо судимой за финансовые злоупотребления Берзиной в бухгалтерии зоопарка работает еще и некая Инна Кричковская, которая 09.07.2004 была приговорена к трем годам лишения свободы по ст.191 ч.2 УК Украины. То есть тоже за финансовые злоупотребления.

Почему два человека с такими судимостями за плечами контролируют финансы зоопарка, вопрос больше к киевской власти. Поскольку более интересен вопрос «Как контролируются эти самые финансы?» Для того чтобы получить ответ, далеко ходить не надо. Достаточно зайти на официальный сайт зоопарка и покопаться в отчетах, которые там обнародованы. Для следственных органов это просто Клондайк. Но эти самые органы об этом либо не знают, либо не хотят знать. Поэтому – буквально несколько примеров.

Итак, как известно, после прихода Берзиной СМИ постоянно рассказывали о важности программы опекунства над животными. То есть ты даешь на зверушку деньги соответственно прейскуранту, а за это тебя пиарят. И если верить сайту, то к благородной миссии подключилось немало людей – от мэра и его замов до фирм и рядовых граждан. Согласно отчету за 2009 год, благодаря людской доброте зоопарк получил дополнительно аж 522 тыс. грн. Но у бухгалтеров зоопарка явно проблемы с арифметикой. Потому что только Леонид Черновецкий выделял ежемесячно на слона 50 тыс. грн. Что уже выливается в 600 тыс. в год. А ведь есть еще замы, фирмы и граждане. Словом, разница между тем, что показало руководство, и пересчетом спонсорких взносов составляет более миллиона гривен, которые до зверей почему-то не дошли. Пример номер два. В ноябре прошлого года на сессии Киевсовета Берзина представила отчет о работе зоопарка за 10 месяцев. Где была одна интересная графа расходов – «Юридические услуги и аудит». И сумма – 3 415 300 грн. Да-да, три миллиона четыреста пятнадцать тысяч триста гривен. Правда, из отчета за год и эта позиция, и эта цифра куда-то исчезли. Вместо них появились скромные расходы в 154 тыс. просто на аудиторские услуги...

То, что эти данные неоднократно озвучивались, никого почему-то не взволновало. Может быть, цифры не те? Слишком мелкий размах?

Хотя, может быть, действительно мелкий. Что такое несколько десятков миллионов гривен в год, которые контролирует Берзина на всех своих постах, по сравнению с десятками миллионов долларов, которые могут стоить 34,22 га земли в центре Киева? Это золотое дно не дает покоя киевской власти с 2005 года, когда начал созревать план переноса зоопарка за пределы столицы. Зуд, по-видимому, не утих и по сей день. И, увы, версия о том, что не удалось мытьем, так удастся катаньем, становится все боле реальной. В смысле, что если не удалось перевести зоопарк легально, то можно это сделать ассиметричным способом. То есть максимально сократить коллекцию животных (преимущественно крупных), чтобы заявить, что для маленькой коллекции большая площадь не нужна. К тому же восполнение коллекции на сегодня нереально. Так что, несмотря на все мантры городских властей, слона при этом руководстве в обозримом будущем киевский зоопарк не увидит. Зоопарк и до того находился в международной изоляции, а после серии смертей маловероятно, чтобы «хозяйство Берзиной» вдруг начали любить.

И еще раз вернемся к гибели молодой самки верблюда, которая произошла спустя ровно месяц после гибели слона. День в день. Берзина в который раз заявила, что по результатам вскрытия верблюд был отравлен злоумышленниками. При этом абсолютно непонятна логика отравителей, которые, по словам Берзиной, хотят возглавить зоопарк. Какой смысл руководить пустыми клетками?

А власть молчит. Причем на всех уровнях. От президента и премьер-министра до мэра. Хотя дело уже дошло до депутатских запросов из Верховной Рады. Не говоря о многочисленных призывах, требованиях и запросах от СМИ и общественных организаций. Хотя выход пока еще можно найти. Рецепт прост. Перевести зоопарк в подчинение Кабмина. Назначить комплексную проверку силами СБУ и Генпрокуратуры. Создать комиссию из представителей тех же СМИ и зоозащитных организаций с привлечением независимых отечественных и иностранных экспертов, но без участия киевских чиновников. Отстранить Берзину от занимаемой должности. Пригласить хотя бы на год руководителя из-за границы. Что, в свою очередь, ускорило бы возвращение зоосада в Европейскую ассоциацию зоопарков и аквариумов, откуда нас исключили в 2007 году. Все остальные полумеры бесполезны. Потому что иначе Киевский зоопарк, некогда входивший в пятерку лучших зоопарков СССР, уподобится зверинцу в Секторе Газа, где из-за отсутствия экзотических животных додумались перекрасить ослов под зебр...

Андрій КапустінАндрій Капустін, журналист, публицист, обозреватель Lb.ua
LB.ua в соцмережах: