Первые лица страны уверяют общественность в постоянном контексте с представителями МВФ и продуктивном диалоге, но реальных результатов нет. Из предполагаемых программой 17,5 миллиардов долларов, мы смогли получить только 8,7 млрд, до завершения программы остался год. Даже если мы успеем получить не один, а два транша, наши валютные резервы к концу года пополнятся еще на 2 млрд долл., и достигнут 20,5 млрд.
Достаточно ли этой суммы для выполнения наших внешних обязательств перед кредиторами? Пики этих выплат приходятся на 2018-2020 годы и потребуют значительного количества валюты – порядка 16 млрд долл. Дефицит валюты в стране способен ослабить гривну и отразится на инфляции. Украина вступает в сложный период и власть должна грамотно взвешивать каждое принимаемое решение с учетом множества внутренних и внешних факторов, в том числе предстоящие парламентские и президентские выборы.
Госбюджет Украины, как и многих других стран, страдает хронической дефицитностью, недостаток средств для финансирования расходных статей бюджета смело заимствовался либо у Международных финансовых организаций (МФО) либо у коммерческих кредиторов. Первый путь – это привлечение «длинных и дешевых» денег, когда процент по займу невысокий, а отдавать его надо черед «надцать» лет. Второй путь – привлечение дорогих денег под высокие проценты, с необходимостью вернуть заем спустя непродолжительный период. Украина использовала в разных пропорциях оба варианта, в результате наш совокупный госдолг превысил 70% ВВП. Профинансировать его не идя на новые заимствования невозможно. Но и брать в долг надо с умом, учитывая наши сильные и слабые стороны.
Для МФО кредиты – это способ оказать поддержку стране и стабилизировать ситуацию в регионе, для частных кредиторов – заработок, поэтому перед покупкой облигаций они внимательно изучают платежеспособность страны, перспективы роста ее экономики и кредитную историю. Чем выше риски сотрудничества, тем выше проценты, которые заплатит страна за предоставленные ей частным кредитором средства. Например, в 2013 году средневзвешенная ставка по внешним займам Украины была 6%, в прошлом году, уже после реструктуризации и обвала ВВП, Минфин привлек 3 млрд долл. под 7,3% и это была выгодная сделка. Правда в это же время МВФ был готов предоставлять нам транши под 2% и ниже, но с условиями, которые наше правительство выполнять не хотело.
Долги Украины копились, и это не какое-то исключение из правил, многие страны живут в долг, привлекая новые кредиты для обслуживания предыдущих займов. Главное найти баланс, правильного кредитора и отдавать займы, иначе желающих с тобой сотрудничать не будет.
Первоочередная задача правительства снизить долговую нагрузку и уменьшить стоимость обслуживания долга на ближайшие годы, параллельно обеспечивая рост экономики и развитие экспорта, не допуская девальвации национальной валюты. В прошлом году Минфину удалось сгладить нагрузку благодаря успешному привлечению на внешних рынках 3 млрд, половина из который - это выкуп наших старых бумаг и обмен их на аналогичные, но с более поздним сроком погашения. До этого мы помним реструктуризацию 2015 года, когда Минфину удалось списать 3 млрд долл. долгов, отсрочить выплату 8,5 млрд, причем погашение 7,2 млрд перенести на 2019-2027 гг. Подобные операции вероятны и в будущем, но есть факторы, которые могут их осложнить.
Прежде всего, речь идет о вылете из программы МВФ. На сегодняшний день сотрудничество Украины с фондом – важный сигнал для кредитора, что в стране происходят реформы, что эксперты фонда помогают правительству преодолеть кризис и внимательно следят за платежеспособностью государства. При этом они могут не знать, что советы экспертов фонда мы часто не выполняем и не вникать в тонкости реформ «по-украински». Сам факт того, что мы с МВФ партнеры играет в нашу пользу.
Кроме того, сотрудничество с МВФ открывает Украине доступ к «дешевым и длинным» деньгам других МФО и правительств других стран. В 2014-2016 годах, когда наши отношения с МВФ были гораздо теплее, кроме 5,6 млрд долл. от самого МВФ мы получили: 3 млрд долл. госгарантий США, 2,3 млрд долл. от МБРР, 2,25 млрд евро макрофинансовой помощи ЕС, 400 млн канадских долл. от Экспортного агентства Канады, 200 млн евро от от Германии, 47 млрд японских иен от Японского агентства международного сотрудничества. И средневзвешенная ставка по этим займам - 1,3%. Без МВФ нам будет сложно привлечь ресурсы на таких льготных условиях, да и на внешних рынках придется платить дороже. Вот почему НБУ так настойчиво рекомендовал правительству уже начинать думать о следующей программе с МВФ, ведь текущая программа закончится через год.
Без поддержки МВФ нам будет трудно занять средства у коммерческих кредиторов, тем более сейчас, когда ситуация на рынках внешних заимствований стала усложняться в связи с перипетиями на глобальном фондовом рынке. Теоретически страна могла бы преодолеть кризисное время и без заемных средств, но этому могут помешать внутренние проблемы Украины, мешающие наращивать валютные резервы большими темпами. Кроме займов единственный способ завести в страну валюту – экспорт товаров.
За прошлый год экспорт товаров вырос на 18,8% и цены на внешних рынках радовали украинского экспортера, но импорт за этот же период вырос более чем на 21%. Украинские производители, в том числе и экспортеры, зависят от импортного сырья. Даже агросектор, покупающий за валюту не только удобрения, но и посевной материал. Реальный сектор не может наращивать экспорт, не увеличивая объемы импорта. По крайней мере, при действующих бизнес - моделях. О том, что экспортные рынки надо расширять, как и сам перечень экспортируемых товаров, диверсифицируя рынки сбыта и встраиваясь в цепочки создания добавленной стоимости, говорят все последние годы. Но реально в правительстве развитием экспорта занимается только группа энтузиастов во главе с Торговым представителем Украины, они действительно делают много, но не благодаря работе правительства, а скорее вопреки. Остальных же в Кабмине вполне устраивает, что страна, на пороге Четвертой промышленной революции, продает зерно и чушки.
Не так объемы, как товарная структура нашего экспорта делает нас такими уязвимыми для любых колебаний на внешних рынках. Все кризисы, пережитые нашей экономикой, совпадали с падением мировых цен на экспортируемое нами сырье. И это не случайные совпадения.
Если пики выплат по внешним долгам совпадут со снижением мировых цен на зерновые или металлопродукцию, страна остро ощутит дефицит валюты и девальвацию с инфляцией как прямое следствие этого дефицита. Это будет новый виток кризиса, который больно ударит по едва ожившей экономике.
Именно поэтому так важно остаться в программе МВФ и за ближайший год сделать максимум для того, чтобы сгладить долговую нагрузку на бюджет, при этом стимулируя развитие экспорта. МВФ не требует от Украины невозможного, все требования фонда продиктованы экономической целесообразностью. Не выполнив эти условия, мы не построим открытую конкурентную экономику. Конечно, кому-то придется поступиться личными интересами, кому-то пойти на непопулярные реформы в предвыборный год, но другого пути нет. Перспектива нового кризиса настолько пугающая, насколько неотвратимая.