На днях международная аудиторская компания KPMG опубликовала свое ежегодное исследование рынка контрабанды сигарет в ЕС.
Заказчиком этой аналитики стали мировые табачные корпорации, которые как никто хотят знать, откуда и куда перетекают сигареты.
В разных странах, разный подход к налогообложению табачки. Сигареты одной и той же марки при примерно равной себестоимости из-за разницы в ставке акциза в Украине могут стоит 0.8 евро, в Австрии уже 8 евро. Эта ценовая разница и формирует рынок контрабанды, ставший для одних источником заработка, а для других головной боли в виде потерянных налогов и бюджетных поступлений.
Исследование KPMG и объем экспорта контрабандных сигарет из Украины показало, что в Украине вопрос контрабанды абсолютно не беспокоит ни силовые органы, ни Парламент, ни местные власти.
Депутаты не бьют в набат, требуя срочного изменения налогообложения, силовики не вскрывают крупные каналы контрабанды (задержания 5-10 ящиков не в счет), а местная власть приграничных регионов как будто и не замечает, что все приграничное население только и живет с контрабанды.
Попробую разложить контрабандную цепочку и доказать, что в ее существовании заинтересованы все вышеперечисленные структуры.
Не очень вдаваясь в нюансы, ибо каждый участник заслуживает хорошего лонгрида, контрабандная цепочка выглядит так.
1. ТАБАЧНЫЕ КОМПАНИИ.
Согласно отчету KPMG, 92% незаконных сигарет – легально произведённая на фабриках продукция, а только 8% контрафакт (подпольное производство). Это дает право предполагать, что табачные компании могут быть заинтересованы в этом явлении.
Это же подтверждает и заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Министерства охраны здоровья Украины Константин Красовский.
Все табачные производители – это транснациональные компании, прибыль которых, вне зависимости от страны производителя, оседает в одних карманах. Подобная миграция сигарет между странами рассматривается ими как элемент оптимизации бизнеса и налогообложения.
Хотя табачники и кричат, что контрабанда – это подделка и вообще у нас все строго, а все продажи идут через единый дистрибутор (скандальную компанию «Мегаполис- Тедис»), с этим можно поспорить.
Передав сигареты дистрибутору, табачники остаются чистыми, а уже дистрибутор с помощью различных схем фиктивных продаж и уклонения от уплаты налогов и поставляет сигареты в контрабандный опт и розницу.
Именно благодаря подобным схемам приграничные городки и напичканы нелегальными магазинами и складами сигарет. Это контрабандный тыл или служба обеспечения.
С момента попадания в эти магазины и склады товар исчезает из поля зрения ГФС. Кассовых аппаратов в этих точках нет, акциз никто не платит, НДС тоже, все продается за черный нал, который по цепочке ползет уже в обратную сторону.
Учитывая объемы контрабанды в миллиарды сигарет, черного «кэша» хватает на всех.
2. ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Доля с контрабандного нала творит чудеса. Контроль торговли подакцизными товарами находится исключительно в ведении ГФС. Полиция и Прокуратура не имеют права следствия над подакцизными делами, и даже вскрывая каналы поставок подакцизных товаров, передают дела в ГФС.
Но если до 2015 ГФС еще хоть как-то справлялась с приграничной нелегальной торговлей (0.5 миллиарда сигарет контрабанды в ЕС 2014 года тому подтверждение), то после реформы 2015 года борьба с нелегальными точками продажи пошла на спад.
Например, после реформы ГФС 2015 года по сокращению штата на более чем 13 000 сотрудников, в ГФС Волынской области на всю область осталось 5 оперативных сотрудников
Эти 5 человек теперь должны следить за сотнями нелегальных магазинов у границы и тысячам легальных. Такая реформа привела к тому, вся продажа подакцизных товаров ушла в тень и с ней просто некому бороться.
Но даже случайно выявленные журналистами нелегальные склады и магазины с сигаретами и алкоголем после освещения в СМИ не закрываются, и никто не наказывается.
Открытые против нелегальных торговцев уголовные дела, фискалы тихо закрывают сразу после того, как утихает шумиха в СМИ, а сами точки продолжают работать с новой силой и рвением.
3. МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ.
Контрабанда - дело тонкое, поэтому местной власти в этой схеме отведена роль HR-менеджера и психолога. Именно она отвечает за то, чтобы приграничное местное население было вынуждено участвовать в схемах переброски контрабанды через границу, сделав эту работу единственным средством к существованию людей.
Отсутствие рабочих мест в приграничных городках и тихое саботирование властью доступа инвесторов в регион не дают людям выбора - только брать блоки сигарет в руки и нести через границу. Цинично, но похоже, что именно для этого и была придумана «карточка малого приграничного движения», которую местные называют не иначе как «карта контрабандиста».
Люди-муравьи, как на цепочке, каждый день бегают через границу, имея чистыми по 400-500 грн в день заработка. Они и формируют первичный поток контрабандной налички. Самое страшное, что, замкнувшись в этом круговороте, люди не понимают своей роли в схеме. Они сетуют на власть и тяготы жизни, отсутствия работы и альтернативы. Не понимая, что стали заложниками контрабандных игр.
Местная власть также обеспечивает техническую поддержку схемы. Именно приближенные к власти на местах люди курируют торговые точки, склады, автобусы и микроавтобусы для переброски, осуществляют на своем уровне координацию с полицией, ГФС, прокуратурой.
Так недавно в интернете опубликовали уголовное дело против мэра Владимир-Волынского Петра Саганюка, который в сговоре с силовиками организовал преступную группировку по перебросу контрабанды через Украинско-Польскую границу.
Или вспомните клан Балог на Закарпатье, контролирующих там контрабанду сигарет.
После Майдана первые попытки обновленного Киева что-то поменять натолкнулись на сопротивление местных властей и контрабандистов: «Вам нужны голодные бунты? Сейчас устроим. Ах нет, так и не лезьте сюда». Вот Киев и не лезет, а участвует.
4. ТАМОЖНЯ
Здесь все просто, таможня «дает добро» на пересечение табачной контрабанды через кордон. Входя в структуру ГФС, она не может ловить за ноги «золотую антилопу», выбивающую из границы наличку. Именно поэтому весь товар покидает страну без досмотров и вопросов.
Скептики ответят, что большинство контрабанды пересекает границу не через пункты пропуска, а по «зеленке», но это не так. Такие объемы (794 500 пачек в сутки) невозможно переправлять, перебрасывая по 1 ящику через границу. Большая часть контрабанды едет в транспортных средствах именно через пункты пропуска.
Огромные очереди на пропускных пунктах тому подтверждение. Сами люди в очереди и не стесняются того, что ежедневно везут в обшивках автомобилей сигареты.
А, например, «сигаретные автобусы», количество которых на одном только пункте «Устилуг-Зосин» за последние 2 года выросло с 5 до 34 в сутки, перевозят на себе до 10 ящиков сигарет каждый. И проходят границу они без контроля таможни. Их заявленные маршруты не совпадают с фактическими, а кроме сигаретчиков они никого на борт и не берут. (Подробнее об этом можно ознакомиться в материале "На Западном фронте без перемен").
5. ГПУ, СБУ
Эти ребята, как Боги на Олимпе: все знают, все видят, все схемы мониторят. Периодически спускаясь с горы, они щипают участников процесса, наводя показательный порядок, не ломая при этом тонко отлаженных контрабандных процессов.
Яркий пример - наезд на «Мегаполис-Тедис», закончившийся…ничем. Сигареты вернули, со счетов арест сняли, и все утихло. Или обыски у мэра Владимир-Волынского Петра Саганюка. После которых все утихло.
Похоже, что такие наезды с Олимпа - хороший инструмент держать всех в узде, а может и способ склонить к дележу прибыли с контрабандных потоков. Кто знает.
Вот как с «черной кассой волынской таможни»: сделал Генпрокурор громкое заявление о коррупции на Волынской таможни, провели показательные обыски, изъяли деньги, линию по производству подакцизных товаров, и все стихло. Ни задержаний таможенников, ни судов… тихо.
6. ПАРЛАМЕНТ.
Это место и замыкает круг движения контрабандного нала. Еще бы, ведь именно от его решений и зависит существование всей схемы.
Во-первых, Парламент еще в 2012 году с подачи Януковича и Калетника декриминализировали контрабанду подакцизных товаров и вывел ее за рамки уголовной ответственности.
Вернуть назад уголовную ответственность некоторые политики пытаются уже несколько лет, но Парламент пока глух к их призывам.
Но если ввести уголовную ответственность за контрабанду нас никто не может обязать, то согласно подписанной Ассоциации с ЕС Украина обязалась поднять акцизную ставку на сигареты до среднеевропейских с 15 до 90 евро за 1000 сигарет. Это полностью остановит контрабанду сигарет, сделав ее не выгодной. Ведь именно ставка акциза и формирует конечную стоимость пачки, а если она, как в ЕС - контрабанда теряет весь смысл.
Но каждый декабрь, каждого года, контрабандный кэш творит чудеса.
В интернете была опубликована переписка якобы Главы ГФС Роман Насиров и якобы совладельца компании «Мегаполис-Тедис» Бориса Кауфмана. Не берусь утверждать насколько эта публикация соответствует действительности, первоисточник публикации сомнительный, но если ему верить, то в акцизных перипетиях декабря 2015 года принимали участие якобы глава налогового и таможенного комитета Нина Южанина и даже нынешний Генпрокурор Юрий Луценко, находящийся тогда на посту Главы фракции БПП в Парламенте.
Похоже, что благодаря контрабандным деньгам и табачному лобби парламент, несмотря на все аргументы Минфина и обязательства перед ЕС, не находит сил, чтобы остановить контрабанду путем повышения акцизов, отмахиваясь лишь минимальным ростом, который, как мы видим, совсем не останавливает контрабанду.
Тоже самое и с другим антиконтабандными инициативами.
Например, еще в марте 2017 Правительство в рамках конвенции ВОЗ «О борьбе с табаком» подготовило законопроект по ратификации Протокола «О ликвидации незаконной торговли табачными изделиями в Украине».
Этот документ может положить конец существованию контрабандного тыла, и вывести на чистую воду всех участников схемы. Но за полгода Парламент даже не подошел к его рассмотрению, ведя Украину к новым контрабандным рекордам.