В приграничных городках воздух буквально пропитан контрабандой. Но никто не называет это слово в слух, все говорят – работа, уже давно не стесняясь своего ремесла. За 26 лет независимости Украины подрастает уже третье поколение мастеров этого бизнеса. Дед начал в 90-е после развала Союза, сын подхватил в 2000-е после первого Майдана, ну а сегодня внук окончив школу и получив карту малого приграничного движения, уже осваивает такие понятия как «Такса», «Градусник», «Переброс», «Яма»…
Вместе со сменой поколений развивается и контрабандная инфраструктура. В мутные схемы прямо или опосредовано втянуто до 90% населения приграничных городков Украины. Одни контрабанду возят, другие ее поставляют (с обеих сторон границы), третьи обеспечивают ее реализацию, четвертые должны ловить и не допускать, но вместо этого имеют долю малую с русла вечной реки.
Здесь за праздничным застольем на равных встречаются контрабандисты, их кумовья-таможенники, сваты-фискалы и невестки-владельцы нелегальных магазинов сигарет и водки.
Дьявол кроется в деталях, и чтобы понять масштаб бедствия приведу пример контрабандной жизни города Владимир-Волынский и ближайшего к нему туристического пропускного пункта на границе с Польшей «Устилуг–Зосин».
При населении около 30 000 человек, этот город с его уже как 20 лет бессменным мэром, олицетворяет собой контрабанду.
Ежесуточно жители Владимир-Волынского оборачивают в обе стороны границы миллионы гривен, при этом делая вид, что ничего сверхъестественного и не происходит, контрабанда здесь в рамках закона.
Сигаретный рейс
Из Владимир-Волынского в Польшу через пропускной пункт «Устилуг–Зосин» ежесуточно отправляется около 34 международных пассажирских автобуса. Все они – рейсы для перевозки «сигаретчиков».
Ежедневно, в одно и тоже время, эти автобусы берут на свой борт одних и тех же пассажиров-контрабандистов, которые оплачивают водителю на руки по 100 грн. за проезд в обе стороны.
Каждый пассажир такого рейса везет на себе от 3 до 7 блоков сигарет и 2-3 бутылки водки совершая поездку исключительно для того, чтобы все это продать в Польше.
Эти 34 автобуса, в каждом из которых едет от 25 до 40 человек за сутки по факту перевозят в Польшу больше 1000 человек. Но вам не купить на борт этих автобусов билет в кассе автовокзала и не сесть на него. При таком количестве рейсов официально через кассу автовокзала города за сутки продается всего от двух до пяти билетов.
Как рассказал мне в интервью директор Владимир-Волынской автостанции Анатолий Лах, автовокзал существует на 10% комиссии с каждого проданного билета, а сигаретные рейсы не платят ничего, хотя по факту являются международными перевозками и строго должны контролироваться Минифраструктуры. Но жалобы в Минифраструктуры ни к чему не привели, кроме как к проблемам. «Приехали авторитетные люди, и я понял, больше не жаловаться», – дословно сказал Анатолий Лах.
Теневой оборот только неучтённых билетов этих рейсов за 1 сутки составляет около 100 000 гривен, за месяц – 3 миллиона гривен. Но это капля в море.
Контрабандная диаспора в Польше уже давно оккупировала 30-километровую зону этой страны, обустроив здесь склады, перевалочные базы, точки скупки и перепродажи контрабанды. Здесь возле местных супермаркетов украинцы и распродают свой товар.
На каждом блоке сигарет, можно заработать около 200-250 грн., на 1 бутылке водки около 100 грн. Всего за 1 рейс пассажиры зарабатывают около 1000 грн.
За последние три года, число таких контрабандных рейсов выросло в 5-6 раз. С 3-5 в 2014 году, до уже 34 в 2017. И это только из одного городка.
Но 34 маршрута на международные перевозки никто не выдаст, поэтому по документам эти автобусы едут в Польшу из разных городов и поселков Украины, в основном из Ковеля и далеко поселка Локачи. Но на автостанциях этих городов про эти автобусы только слышали и никогда не видели.
По факту все эти автобусы базируются и курсируют из Владимир-Волынского до ближайшего в Польше поселка Грубешово, который и является основным местом сбыта сигарет контрабандистами.
Но даже собирая с пассажиров по 100 грн, все эти рейсы убыточны. Такая цена билета объясняется тем, что пассажиры нужны в качестве прикрытия. Сам автобус – главный перевозчик контрабанды.
Как рассказали мне сами участники этих схем, внутри автобусы набиты сигаретам и янтарем, причем каждый из них везет минимум 100 – 150 блоков сигарет, а среди пассажиров едет так называемый «смертник», человек, который в случае обнаружения груза заявляет, что это его товар и получает в Польше космический штраф или даже тюремное заключение. За такую работу смертник получает 200 грн. за рейс. Рискуя каждый раз при прохождении границы и обыске польских таможенников.
Для украинской таможни эти автобусы и пассажиры неприкасаемы. Когда я, попав на борт такого автобуса, пересекал границу, то собственными глазами убедился что наши таможенники оформляют эти рейсы, не выходя из будки, а со слов тех же участников схемы, местная таможня имеет с каждого автобуса «благодарность» за ускоренное оформление и не поиски груза.
Но на автобусах ездит самая бедная часть населения приграничных городков, те, у кого нет собственных автомобилей. Владельцы авто и особенно «бусов» зарабатывают намного больше.
Жизнь в приграничных очередях
За первый квартал 2017 года, через малоизвестный туристический переход «Устилуг–Зосин», по данным Госпогранслужбы, границу пересекло 605 300 человек, в среднем более 200 000 человек в месяц, почти 7 000 человек в сутки, 5 человек в минуту.
Эти люди и формируют многокилометровые очереди на границе с ЕС по 200-500 машин, о которых слышали все. Но очереди эти не из туристов – это очереди контрабандистов, жителей приграничных городов, едущих совсем не на туристический отдых, а для того чтобы провезти в Польшу один товар, а из Польши другой.
Контрабандисты в прямом смысле проживают жизнь в очередях на границе, стоя в них по 8-12 часов. В этих очередях они находят любовь, умирают, рожают… каждый день как на работу, становясь в новую очередь и проживая ее заново.
До абсурда смешно, но эту очередь контрабандистов на границе ведет и контролирует национальная полиция, переписывая номера автомобилей следя за тем, чтобы никто не проехал без очереди.
Среди контрабандистов созданы специальные группы в «Вайбере», где они делятся информацией о графике дежурств польских пограничников и таможенников, о том, как идет досмотр людей, сколько человек оштрафовали и т.д. вот скриншоты таких сообщений.
У каждого польского пограничника и таможенника есть свое прозвище.
Бесконечная река из одних и тех же автомобилей, с одними и теми же пассажирами, круглые сутки течет через границу, и никому, ни местным властям, ни правоохранителям нет никакого дела до этого потока контрабандистов, не скрывающих особо ни своих целей, ни статуса.
Благодаря именно их стараниям, Украина за последние 6 лет занимала 1 место в мире по контрабанде сигарет, а в 2015 году, по словам Константина Красовского, заведующего отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Министерства здравоохранения Украины, вообще увеличила нелегальный поток сигарет в Польшу в 10 раз.
Экономика приграничных городков полностью завязана на обслуживании контрабандистов.
Чтобы снабжать контрабандистов товаром, в том же Владимир-Волынске работают десятки нелегальных торговых точек, продающих поддельные или контрабандные сигареты, такие как белорусский «ФЕСТ», «Минск» или «Зебру», происхождение которых – отдельная история и расследование.
Такие сигареты можно купить по 11-12 грн. за пачку и пользуются они огромным спросом, ведь чем меньше цена закупки, тем больше заработок. Поляки берут все подряд.
Та же ситуация и с водкой. Полякам возят в основном дешевый контрафакт, который в изобилии продается во всех приграничных городках по цене 30 грн. за 0.5,который в Польше продают за 120-150 грн.
Но даже в магазинах с легальными сигаретами и алкоголем Владимир-Волынского не принято выдавать фискальные чеки, вообще.
Если вы просите, то вам его пробьют, по умолчанию нет.
Теневой оборот подакцизных товаров вдоль границы, просто ошеломляющий. Ведь они здесь основной товар.
Благодаря всему этому миллионы гривен, которые контрабандисты тратят на закупку товара идут мимо ГФС, мимо местных и государственных бюджетов, мимо школ, больниц и пенсионеров.
Почему так? Все просто, ГФС которая должна контролировать торговлю подакцизными товарами, попросту не замечает ничего из вышеописанного. А если и замечает, то очень точечно, выборочно и предвзято.
Борьба, похоже, ведется лишь для периодического состригания денег с организаторов схем, но никак не против самих схем.
По словам мэра Владимир-Волынского Петра Саганюка, именно фискальная служба «крышует» работу этих нелегальных точек.
Подтверждением его слов является тот факт, что даже после налета прокуратуры или других силовых структур на нелегальные магазины сигарет и водки, после передачи дела в ГФС Волынской области, точки благополучно открываются и продолжают работу.
Но вся сигаретная контрабанда, которая работает как-никак на экспорт, хоть и не законный, меркнет с объемами незаконно ввозимого контрабандного товара в Украину через туристические переходы под прикрытием схемы TAX FREE.
Схема TAXFREE
По законам ЕС, если вы приобрели товар на территории ЕС для себя лично, и вывозите его за пределы ЕС, вам возвращают заплаченный при покупке НДС. Так называемая программа TAX FREE.
Эту схему и используют украинские контрабандисты для ввоза товаров в промышленных объемах в Украину через туристические переходы.
Схема выглядит примерно так:
На приграничный склад или магазин контрабандистов в Польше завозится фура товара, например, на сумму 100 000 Евро. Товар разбивается на части до 500 Евро и до 50 кг – это ограничение для TAXFREE.
Под каждый комплект печатаются липовые документы TAXFREE с чеками, но без фамилий покупателей примерно 200 комплектов.
После чего в группы контрабандистов бросается клич: «Есть товар на таксу».
Чтобы перебросить эту фуру товара нужно всего 30 микроавтобусов с 6 пассажирами.
Приезжающие микроавтобусы с пассажирами получают на руки товар и комплекты документов, равное количеству пассажиров, вписав в пустышки свои имена, товар провозят через границу якобы для личных нужд и сдают на такой же склад, но уже в Украине.
За такую работу каждому пассажиру платят от 100 до 200 гривен в зависимости от специфики товара и рисков.
Владелец товара после переброса фуры едет со всеми этими липовыми бланками в Польшу и получает по ним у своего поставщика примерно 15% от стоимости товара.
В итоге фура товара, например, за 100 000 евро обойдется контрабандистам в Украине не в 132 000 (примерно) как при «белой» растаможке и с уплатой НДС, а дешевле, примерно в 85 000 евро.
И такие перебросы происходят круглосуточно, в «Вайбер» группах сообщения появляются через каждые 30 минут.
Рассчитывается такой «бизнесмен» и с украинской таможней.
Плата за каждый провоз «ТАКСЫ» для своих от 5-10 грн. Но с нового года таможня подняла ставку до 20 грн. об этом контрабандисты жалуются в своих группах.
Количество украинской таможней строго фиксируется, но негласно. При получении груза в Польше, организаторы схемы выдают вам маячок, талончик, который вы при прохождении украинской таможни отдаете в окошко вместе с документами.
По количеству этих талончиков после переброса товара владелец и оплачивает таможенную «мзду».
Поймать таможенников на этом практически невозможно. Закрытая зона поста, посторонних нет, информация о человеке, который стоит перед тобой у тебя на экране полная. Журналист, активист, любой залетный вычисляется за 30 секунд. Поэтому схема живет и работает тихо, 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Подсчитать количество товара, попадающего в Украину таким образом, возможно только примерно.
Напомню, что по статистике Госпогранслужбы за 1 квартал через только туристический переход «Устилуг-Зосин» пересекло границу 605 300 человек из которых не менее 50% везет «ТАКСУ» на сумму примерную 500 евро каждый.
Если мои расчеты верны, то только через этот переход, за первый квартал, без уплаты таможенных сборов и НДС в Украину ввезли товара на сумму примерно 150 000 000 евро, а государство недополучило примерно 45 000 000 евро налоговых поступлений.
Опровергнуть или подтвердить эти расчеты ГФС не может, так как в ответе на запрос, сколько товара ввезено в Украину по схеме TAX FREE и сколько людей это совершило, они заявили, что не ведут учет ни количества ввозов, не фиксирует суммы, на которые осуществляется ввоз.
Приведенные расчеты показывают теневой импорта всего лишь на одном пропускном пункте, а подобных туристических переходов, без учета грузовых на границе с ЕС около двадцати.
Сколько сотен миллионов евро налогов теряет бюджет ежеквартально только на этой схеме, подсчитать несложно.
Вместо этого эти деньги идут на развитие контрабандной инфраструктуры 30 километровой зоны с обеих сторон границы. Она буквально кишит складами и перевалочными базами по выдаче и приему контрабандного товара. Рекламируя TAX FREE прямо на рекламных плакатах.
Ввозятся, таким образом, в Украину буквально все группы товаров: детские коляски, автомойки, колеса и телевизоры, автозапчасти и холодильники, ткани и строительные материалы. И все это вы потом приобретаете в супермаркетах и на рынках по всей стране.
Приграничные городки буквально превратились в зону обслуживания нелегальных схем. Супермаркеты с контрабандной техникой, склады сбора переброшенного по «ТАКСЕ» товара, магазины с поддельной водкой и контрабандными сигаретами, незаконные автобусные маршруты и менялы валюты под окнами мэрии.
Кстати контрабандисты даже предоставляют гарантийное обслуживание такой техники, открывая в западных регионах сервисные центры по обслуживанию контрабанды.
При этом всех в этих схемах все устраивает и власть центральную, и власть местную, и силовиков.
Например, при таком обилии незаконных точек продажи и хранения контрабанды и контрафакта, на всю Волынскую область у областной ГФС после реформы из почти 20 осталось около 5 оперативных сотрудников, которые возможно и хотят работать, но не в состоянии. А в самом Владимир-Волынске нет ни одного.
Устраивает все и таможню, которая за 5-10 грн. готова закрывать глаза на схему TAXFREE и умышленно не считая ее объемы, дабы не травмировать психику столичного руководства недостачами в бюджет.
И, конечно же, все это устраивает это вечных организаторов этих схем. Волынский нардеп Игорь Лапин прямо называет главным куратором контрабандных схем называют вечного мэра Петра Саганюка.
Силовики неоднократно проводили обыски у мэра, арестовывали на складах его сына Руслана и сигареты и незаконно ввезенные товары, но все всегда возвращалось на круги своя.
Втянут в контрабанду и весь крупный приграничный бизнес, который должен был бы стать для людей альтернативой, помочь уйти от незаконного промысла. Но нет. Так недавно на складах крупнейшего работодателя Владимир-Волынского, компании «Гербор-Холдинг» были изъяты контрафактные сигареты и алкоголь.
А владелец этой компании Олег Борбелюк также владеет местным АТП, автобусы которого участвуют в «сигаретных рейсах».
Но все такие потрясения временные и не ставят своей целью побороть контрабанду и незаконный бизнес, ведь закрытых уголовных дел по крупным задержаниям нет.
Пример Владимир-Волынского очень наглядно отражает ситуацию вдоль всей границы, которая живет по своим законам, иногда сотрясая нас событиями уровня перестрелки контрабандистов в Мукачево или янтарным противостоянием.
Отобрать у людей контрабандный бизнес, не дав ничего взамен, значит вызвать волну голодных бунтов и протестов на границе с Европой, в которую мы так стремимся.
Этим местная власть и организаторы вечных контрабандных схем как раз и пользуются, шантажируя Киев безальтернативностью. И Киев идет на поводу, отворачиваясь от проблем в регионе, и давая силовикам сигнал особо не ввязываться, они и не ввязываются.
Потому все 26 лет независимости, не взирая на Майданы здесь правит не закон, а сложившийся за десятилетия контрабандный порядок. А порядок, как известно, бьет и число, и закон.
Жители приграничных городков стали разменной монетой в игре больших денег, политики и контрабандных схем, а Украина уже несколько лет подряд, гордо несет знамя страны №1 в мире по контрабанде сигарет и страны с вечно пустым бюджетом.