Контракт Тимошенко-Путина
В конце 2008 года Россия обвинила Украину в миллиардных долгах за уже поставленный газ. Это было уже второе серьезное газовое обострение после "Оранжевой революции". Первый конфликт 2005-2006 года закончился созданием непрозрачного газового посредника "РосУкрЭнерго". Но теперь переговоры с украинской стороны вела премьер-министр Юлия Тимошенко, а она выступала категорически против газового посредника. С января 2009 года Россия перекрыла поставки газа для Украины, 7 января газ перестали получать и европейские страны, а решения все не было. В итоге 17 января Юлия Тимошенко и Владимир Путин объявили журналистам о достигнутой договоренности, а 20 января поставки российского газа возобновились.
Тогда Владимир Путин умело использовал свое энергетическое оружие и, играя на внутриукраинских противоречиях, раз за разом ужесточал условия поставок газа и взвинчивал цену, загоняя Украину в кабалу.
Десятилетний контракт 2009 года налагал на Украину ряд обязательств, помимо высокой цены. Во-первых, он привел к монополизации "Газпромом" всех поставок газа в Украину (до этого Киев закупал часть газа по низкой цене в Туркменистане). Во-вторых, Украина брала на себя обязательства закупать газ по формуле "бери или плати", то есть платить даже за непоставленный в рамках оговоренных объемов газ.
Позже этот газовый контракт стал формальным поводом для заключения Юлии Тимошенко в тюрьму на семь лет с 2011 года во время президентства Виктора Януковича (Тимошенко вышла на свободу после революции 2014 года и бегства Януковича в Россию). Хотя Янукович к тому времени подписался под еще более жесткими Харьковскими соглашениями ради сомнительной скидки на российский газ, то есть сам - вольно или невольно - угодил в расставленные Путиным силки. Причем после захвата Крыма в 2014 году Россия в одностороннем порядке отказалась выполнять свои же обязательства перед Украиной по цене на газ.
Оружие дает осечку
Газовые войны между Россией и Украиной не на шутку испугали европейцев. Уже в 2009 году Евросоюз принял Третий энергопакет - ряд директив и регламентов, призванных повысить конкуренцию на энергорынке. Новые правила обязали разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей (анбандлинг) и предоставлять доступ к трубопроводам и другой инфраструктуре третьей стороне.
Третий энергопакет поставил крест на планах "Газпрома" по захвату инфраструктуры европейских рынков газа. Уже в августе 2012 года "Газпром" проиграл Литве в Стокгольмском суде, пытаясь оспорить решение о трансформации газовой компании по правилам Третьего энергопакета.
Кроме того, Европа начала снижать потребление газа быстрыми темпами и развивать альтернативные источники энергии. Цены на газовых биржах падали, тогда как в долгосрочных контрактах цены были зафиксированы на более высоких уровнях. Компании стран Европы начали вести переговоры с "Газпромом" о пересмотре контрактов или даже добивались пересмотра в судах. В 2010 году итальянская компания Edison S.p.A. также подала иск против дочерней компании "Газпрома" Promgas, но тот предпочел "откупиться", не дожидаясь решения суда. Тогда итальянцы добились уступки на 200 млн евро и снижения обязательств по принципу "бери или плати". А в октябре 2012 года "Газпром" проиграл чешской компании RWE Transgas в Арбитражном суде в Вене - компания отказывалась платить $0,5 млрд за невыбранные объемы газа, несмотря на норму в долгосрочном контракте "бери или плати". Это было первым решением такого рода, особенно важным для Украины с такой же оговоркой в долгосрочном контракте.
Всего с 2009 по 2015 годы "Газпром" был вынужден 65 раз пересмотреть контракты с 30-тью европейскими компаниями, говорится в исследовании ведущих институтов энергетики России (см. подробнее слайды и доклад, одна таблица приведена ниже). В частности, "Газпрому" приходилось делать скидки потребителям и снижать требования по формуле "бери или плати". По состоянию на 2015 год против "Газпрома" было подано четыре иска в международный арбитраж, восемь компаний обратились с требованием о пересмотре контрактной цены.
"Газпром" 65 раз пересматривал контракты своих европейских потребителей в 2009-2015
Стокгольмский спор "Нафтогаза"-"Газпрома"
Таким образом тяжба между "Нафтогазом" и "Газпромом" в международном арбитраже по контракту 2009 года не была неожиданностью. Украинская компания пошла по пути, проторенному для нее до этого десятками европейских компаний. С той только разницей, что юридическая и газовая война между Украиной и Россией идут одновременно с войной реальной.
После революции 2014 года Владимир Путин написал письмо европейским лидерам, в котором заявил, что Россия последние четыре года субсидировала Украину в рамках Харьковских и других соглашений. Пресс-секретарь Путина позже пояснил, что речь идет о примерно $35,4 млрд. Одновременно Россия требовала от Украины закупать газ по ценам и в объемах, оговоренных в контракте 2009 года. В ином случае предлагала закупать газ по предоплате.
В итоге Украина и Россия обменялись исками по контракту на закупку газа 2009 года и по транзиту газа. Суммы компенсаций росли космическими темпами: по состоянию на 29 мая 2017 года "Газпром" требовал от "Нафтогаза" $47,1 млрд по одному иску и $0,007 млрд по второму, а "Нафтогаз" - $30,3 млрд и $12,3 млрд соответственно (см. подробности ниже на инфографике).
Первая победа "Нафтогаза" в споре с "Газпромом" 31 мая 2017 года в Стокгольмском суде сэкономит Украине минимум $34,5 млрд - именно столько российская компания хотела получить за непоставленный газ. Киев также добился отмены запрета на реэкспорт российского газа и пересмотра цены в контракте с учетом рыночных условий.
Однако детали этого решения пока неясны. Как пояснил агентству "Интерфакс-Украина" член набсовета "Нафтогаза" Владимир Демчишин, само решение занимает 800 страниц, а некоторые формулировки еще нуждаются в пояснении (например, о каком именно газовом хабе идет речь в случае определения рыночной цены). По его словам, пока нет четкого понимания, придется ли "Нафтогазу" проводить выплату "Газпрому" и в каком объеме.
В Стокгольме также рассматривается второе газовое дело - по транзиту. Но по этому делу в случае поражения Украине грозят минимальные потери, а вот победа не только сулит поступления в бюджет, но и разблокирует выделение из "Нафтогаза" независимого оператора газотранспортной системы, пояснял глава газовой госкомпании Андрей Коболев в интервью Соне Кошкиной.
Радоваться рано
Но даже если Стокгольмский суд докажет правоту "Нафтогаза", этого недостаточно для полного отказа от российского газа. Хотя формально мы уже больше года не закупаем российский газ, физически он поступает все равно с территории России. Объемы потребления газа в Украине снизились из-за войны и кризиса, но не из-за роста энергоэффективности и перехода на альтернативные источники энергии. Система коммунальных субсидий пестует расточительство, а не стимулирует экономию. Система централизованного теплообеспечения сокращается, устарела физически и морально и монополизирована. Реформа рынка газа не завершена.
Проблем уйма, и одному Коболеву тут не справиться. А это значит, что газовое оружие России еще может выстрелить.