Газовый спор между Россией и Украины напоминает сказу о мальчике, который кричал: "Волк!" За последние годы стороны столько раз угрожали подать друг против друга иск в Стокгольмский суд, что это успело наскучить и превратиться в обычную страшилку. И даже в последние дни, когда шел восьмой или девятый раунд трехсторонних газовых переговоров Украина – Россия - Евросоюз, была уверенность, что еще вот чуть-чуть и "Газпром" в очередной раз отложит свою угрозу перевести Украину на предоплату. Однако на этот раз отсрочки не произошло, и международное разбирательство вдруг стало реальностью.
Так называемый Стокгольмский арбитраж, которому предстоит разрешить спор Украины и России, не является судом в классическом смысле. По сути, это общественная организация при Торговой палате Стокгольма, которая призвана решать коммерческие споры, в том числе те, в которых затрагиваются интересы других государств. Легитимность решений арбитража обеспечивается Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 1958 года. Украина и Россия присоединились к ней в составе Советского Союза еще в 1960 году, поэтому национальные суды обязаны утверждать решения Стокгольмского арбитража без пересмотра дела по существу. Таким образом, решение шведских судей будет окончательным.
Разбираться в запутанных газовых отношениях наших стран им придется по двум встречным искам. Первый из них - от "Газпрома". Российская компания через арбитраж пытается взыскать с "Нафтогаза Украины" задолженность в размере $4,5 млрд за поставленный, но не оплаченный газ. С другой стороны в Стокгольм был отправлен иск "Нафтогаза", суть которого сводится к тому, что Украина несет убытки, закупая российский газ по долгосрочным контрактам намного дороже, чем он стоит на рынке. По оценкам украинской компании, с 2010 года размер переплаты составил уже $6 млрд.
Аналогичные претензии уже неоднократно предъявляли "Газпрому" другие европейские энергоконцерны, многие из которых обращались в тот же Стокгольмский арбитраж. Начало было положено не так давно, в 2010 году, итальянской компанией Edison S.p.A. В ноябре 2010 года она подала иск против дочерней компании "Газпрома" Promgas, мотивировав свои требования тем, что заявленная стоимость газа принесет компании убытки. Впрочем, решения суда стороны не дождались, так как "Газпром" предпочел "откупиться". Edison добилась уступки на 200 млн евро и снижения обязательств по принципу "бери или плати".
Другие компании, увидев, как обернулось дело, тоже забросали "Газпром" исками. К примеру, немецкая E.ON добилась от "Газпрома" в середине 2012 года возмещения примерно миллиарда евро предоплаты. Польская компания PGNIG в том же 2012 году получила от "Газпрома" скидку в цене на газ в обмен на закрытие разбирательства в Стокгольмском арбитраже. Чешская RWE Transgas в арбитражном суде - правда, не в Стокгольме, а в Вене - в 2012 году подтвердила свое право снижать объемы закупок без штрафов, обойдя пресловутое правило "бери или плати".
Поэтому Украина тоже вправе рассчитывать на позитивный исход своего дела. Однако не на быстрый результат: споры в Стокгольмском арбитраже разбирают не менее года. Впрочем, есть вероятность, что газовая монополия пойдет на уступки еще до того, как арбитражное разбирательство между сторонами будет закончено, ведь в сложившейся ситуации не известно, кто от кого больше зависит. В 2013 году Украина закупила 26 млрд кубометров российского газа при собственном производстве на уровне около 20 млрд кубометров, весь импорт в Украину - трубопроводный. Но с другой стороны, "Газпром" может потерять одного из своих крупнейших клиентов, и компенсировать его объемы в ближайшем будущем не удастся никак.
PS Статья впервые была опубликована в днепропетровском еженедельнике "Левый берег".