О назначении
Состав правительства был утвержден 27 февраля в Верховной Раде. И я помню, что мне нужно было от руки заполнять биографию. В XXI столетии это, наверное, невозможно сделать на компьютере. Это нужно обязательно делать от руки – писать автобиографию на две страницы.
Спикер Александр Турчинов как раз открывал заседание и сообщал о ночном захвате Крымского парламента. В общем, когда я давал согласие на то, чтобы заполнять свою биографию от руки, я, очевидно, не знал, что произойдет в ближайшие месяцы. Ситуация оказалась гораздо хуже, чем мы с вами могли предполагать 26-27 февраля.
А сейчас тема нашей дискуссии: возможно ли экономическое чудо и что для этого нужно... Какое сейчас состояние экономики, описывать не нужно. Та боль, которую мы ощущаем сейчас, и которую будем ощущать еще из-за реформ, может быть в самом деле серьезной. И всем нам нужна какая-то надежда, какое-то вдохновение, которое будет тянуть нас вперед, экономическое чудо.
Об экономических прогнозах
Когда я пришел в министерство, то мы посмотрели, что нам показывают эконометрические модели. Они дали нам еще в марте-апреле минус 3% ВВП в этом году. В то время этот сценарий казался очень оптимистичным, сейчас он кажется очень пессимистическим. В следующем году мы ожидаем 1,7% - это оптимистический сценарий. И затем в следующие два года — 3,5-3,6% роста ВВП. Это дают нам нынешние эконометрические модели, которые сейчас базируются на тех допущениях, которые есть в украинской экономике.
Я уже вижу, что вы не рады этим цифрам. Что на ваших лицах нет того, что в английском языке называется excitement (большое воодушевление, возбуждение, - ред.). Потому что 3,5%, наверное, не вдохновляет никого. Это траектория роста США в среднесрочном периоде, это тенденция Польши. Нам нужно расти в три раза больше, быстрее, чтобы выйт и на какую-то нормальную траеторию.
ЕБРР в своем отчете говорит, что если нынешняя тенденция продолжится, то Украина фактически не имеет шанса сравняться с развитыми странами. Они, правда, добавляют еще слово «никогда в жизни», но я бы не говорил прямо так плохо.
К чему я веду? К тому, что если нынешние модели при нынешних допущениях нам не дают такого роста, то надо менять допущения, надо менять эту матрицу. Надо менять видение. Надо менять не только чиновников, но и процессы во власти.
Об институциональной памяти
Когда-то "план Маршалла" делался под абсолютно новую бюрократию в Западной Европе. То есть вся нацистская бюрократия была удалена, была создана новая бюрократия, под которую готовился "план Маршалла". Это нам хороший урок.
Полная люстрация должна касаться не только структур, но и процессов. Когда я только был назначен министром, то увидел на стенах министерства экономики портреты. И этот ряд заканчивается портретом руководителя Госплана УССР Валуева. (Владимир Валуев руководил украинским Госпланом с 1943 по 1950 годы, - ред.). Вы можете себе представить в Грузии или в Эстонии такой ряд портретов? И его же не изменишь, потому что это называется институциональная память.
Экономическое чудо в Украине будет тогда, когда мы откажемся от нашей институциональной памяти, когда мы посмотрим на мир и пересмотрим наши допущения экономического роста.
PS Текст вышел впервые в днепропетровском еженедельнике "Левый берег".