Автомобильный социализм - это Куба. Где можно купить новый компактный автомобиль Пежо 206 почти за 100 тысяч долларов. Или Джили СК за 26 тысяч долларов. Не устраивает? Тогда можно владельцем 20-летнего ВАЗ 2105. За 10 тысяч долларов. Или приобрести Москвич - чуть постарше возрастом, но немного дешевле. При этом средняя зарплата у кубинцев - немногим больше 20 долларов.
В Украине зарплата еще не 20 долларов, но уже, после стремительной девальвации гривны, самая маленькая во всей Европе. И при этом мы уверенно держим курс на кубинские цены на новые автомобили. Не верите? Посмотрите на ценники в автосалонах - они выросли не только в гривнах, но и часто - в долларах.
И при этом новых автомобилей в Украине продается все меньше и меньше. Почему же растет цена? Ведь если падает спрос, по идее, должна снижаться и цена на товар. Впрочем, это правило работает только в открытой экономике. Украина таковой не является.
Погоду на автомобильном рынке Украины определяют две больших группы игроков. Первая группа - автопроизводители. Вторая - автоимпортеры. Первые производят все меньше (некоторые заводы в 2015 году уже вообще ничего не производят). Но и импортеры тоже ввозят все меньше машин.
Почему? Украинцы стали меньше зарабатывать. Особенно в пересчете на доллары или евро. Еще год назад доллар стоил всего 8 гривен. Сейчас - не меньше 25. Казалось бы, отечественные автопроизводители должны быть только в выигрыше от такой девальвации национальной валюты. Представьте, какое бы ценовое преимущество получили отечественные автопроизводители, если бы повысили цены всего на 10-20%?! Ведь их конкуренты-импортеры были вынуждены повысить гривневые цены в три раза - в соответствии с ростом курса доллара. Если бы так произошло, кто бы стал покупать иномарки, которые как минимум в три раза дороже отечественных авто?
Но так не произошло. На самом деле - автомобили отечественной сборки подорожали практически настолько же, насколько выросла в цене иностранная валюта. Что говорит о том, что либо в себестоимости отечественных авто очень большая составляющая импортных комплектующих, либо о том, что производитель уверен, что покупателю деваться некуда. И он все равно купит его товар.
Отчасти это так и есть. Правительство Украины вводит дополнительную таможенную пошлину в размере 5% о стоимости импортируемых автомобилей. И это в добавок к уже существующей пошлине в размере 10% и акцизного сбора.
Импортерам нет смысла снижать цены на машины. Если бы украинский рынок исчислялся миллионами проданных автомобилей в год, наверняка мы бы увидели аттракцион невиданной щедрости - всевозможные скидки от импортеров. Но… Украинцы покупают слишком мало машин, чтобы наш рынок был по-настоящему интересен мировым автопроизводителям. В абсолютных цифрах в январе 2015 года в нашей стране было продано меньше 3000 автомобилей. Падение объемов по сравнению с прошлым, далеко не рекордным годом, в целых пять раз.
Украинцы не торопятся покупать новые автомобили просто потому, что у них нет денег. У нас нет денег. Возможно, мы купили бы не новые автомобили. Свежие. Из Европы. Хотя из-за падения курсы гривны и они стали для нас дороже. Но купить недорогой подержанный автомобиль из Европы для большинства украинцев просто нереально. Подержанный автомобиль, пригнанный из Европы, после уплаты пошлины и акцизного сбора (который на б/у автомобили в разы больше, чем на новые) становится не намного дешевле нового.
Чем меньше будет покупаться новых автомобилей в Украине, тем выше будет их цена. Продавцу нужно компенсировать свои затраты на содержание автосалона и прочей инфраструктуры. Не исключено, что уже в 2015 году некоторые марки уйдут с украинского рынка. Ведь продажа автомобилей - это бизнес, а не благотворительность. А многие автосалоны с таким уровнем объема продаж вряд ли смогут быть безубыточными.
Но самое главное следствие снижения объема продаж новых автомобилей - это рост цен на подержанные авто. Если не будет притока новых машин, то с чего дешеветь подержанным? Ведь свежих предложений на рынке будет все меньше. В принципе, подержанные автомобили уже подорожали. В гривне. Подорожание автомобилей обязательно отразится и на общем увеличении цены товаров. Ведь в стоимости любого товара есть транспортная составляющая. Старые автомобили чаще ломаются. Требуют больше времени и денег на ремонт. А следовательно, затраты на перевозку товаров будут расти.
Средний возраст автомобиля в Украине - 19 лет. И это не просто цифра. Это, прежде всего, небезопасная цифра. Чем старше автомобиль, тем меньше в нем средств пассивной и активной безопасности. Да и просто с возрастом, помноженным на условия нашего дорожного бездорожья, увеличивается риск аварий, связанных с техническим состоянием авто.
Есть ли выход из этой ситуации? Есть два выхода: оптимистический и "такой как всегда". Поскольку оптимистический вариант развития событий нереален и никто не будет снижать ставки таможенных пошлин и акцизного сбора, то сразу перейду ко второму варианту. Цены на автомобили в Украине будут расти. Как на новые, так и подержанные.
Автомобильный социализм. Это когда машин мало. Они старые. И они дорогие.