ГоловнаЕкономікаБізнес

​Авторынок заводится

Кризис вроде бы кончился, а машины продаются хуже. Торговцы легковушками хотят нагнать объемы прошлого года, а производители робко тянутся за рынком и надеются заработать больше за счет экспорта.

​Авторынок заводится

Хуже прежнего

В июле продажи новых автомобилей – и отечественных, и ввезенных – выросли до 15 250 штук. Это на 15% больше показателей прошлого года. Производство же легковушек увеличилось только на 7% – до 6 894 штук, если сравнивать с показателями 2009-го. Но если посчитать за все семь месяцев, то и продажи, и выпуск машин пока отстают от прошлогодних ориентиров. В 2009 году, когда в стране вовсю бушевал экономический кризис, легковушек за январь–июль продали на 15,3% больше, чем в 2010-м. В абсолютных цифрах речь идет о 95,73 тыс. машин против 83 тыс. в нынешнем году.

Автомобильная промышленность к началу августа 2009-го выдала 44 760 легковушек. А это на 16,2% больше нынешних 38 519 произведенных машин (цифры по производству – ассоциация «УкрАвтоПром», по продажам – аналитическая группа AUTO-Consulting).

«В январе прошлого года салоны на выгодных условиях распродавали запасы 2008-го, чтобы выйти к покупателям с моделями нового года. Продажи в январе 2009-го составили по сегодняшним меркам «рекордные» 20 тыс. авто – таких результатов с тех пор больше не было», – поясняет старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Таисия Шепетко.

Резкое снижение спроса в свою очередь вызвало спад производства. Производителям нет смысла работать «на склад» – ориентируясь на спрос, они снижают либо наращивают темпы производства.«В докризисном 2008-м производство в некоторые месяцы превышало 40 тыс. автомобилей, тогда как в 2010-м такое количество авто произвели по результатам работы семи месяцев. Мощности отечественных производителей не загружены, они в любой момент готовы нарастить производство – был бы спрос», – говорит Таисия Шепетко.

Дешевые не берут

Доля отечественных автомобилей в продажах и вправду снизилась, подтверждает Георгий Овсянников, начальник департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации автопроизводителей «УкрАвтоПром».

Интерес покупателей к самым дешевым моделям упал, а именно такие машины в основном и производят отечественные заводы.«В прошлом году на отечественных производителей приходилось до 44% от общего объема продаж, в нынешнем – всего 33%. Сильно просел сегмент бюджетных автомобилей. Но отчасти это и результат политики производителей, которые перестали работать на склад и внимательно следят за рынком, – говорит эксперт. – В начале прошлого года рынок падал, а теперь потихоньку растет. Общая тенденция позитивная, потому мы надеемся выйти по легковым авто на показатели прошлого года. Если будет 170 тыс. продаж, то это хороший результат».

Что касается производства, то тут отечественные машиностроители хотят даже превзойти прошлогодние результаты на несколько процентов. Возможно, в этом им поможет экспорт.

По данным «УкрАвтоПрома», порядка 40% всех произведенных в Украине легковушек идет на экспорт. Главным образом закупают наши машины в странах СНГ. Например, «Укравто» продает автомобили ZAZ Chance (на базе Chevrolet Lanos) в Россию и Казахстан. Корпорация «Богдан» торгует в Россию одноименными автомобилями.

Впрочем, автомобильные импортеры особого спада продаж у конкурентов не замечают. «Если посмотрите на первую пятерку самых популярных автомобилей, то увидите ВАЗ, ЗАЗ, Hyundai, KIA, Chevrolet … Все эти модели производятся сегодня внутри страны», – говорит Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВАИД).

По осени считают

В корне изменить ситуацию на автомобильном рынке могли бы банкиры, предложив покупателям дешевые кредиты, в том числе и в валюте. И подвижки в этом направлении уже есть. На прошлой неделе Национальный банк уменьшил учетную ставку с 8,5% до 7,5%. А это значит, что кредиты скоро станут дешевле. Но одних только кредитов мало. В России власти запустили специальную программу по утилизации машин. Автомобилисты сдавали старые авто в утиль и затем покупали новые отечественные с солидной скидкой.

Это позволило автомобильному рынку России успешно пережить кризис. У нас власти пытались спасти автопром путем введения 13%-ной ввозной пошлины на иностранные автомобили. То есть наша власть решила делать иномарки дороже вместо того, чтобы удешевить отечественные легковушки. В конце концов, ввозную пошлину отменили, а проблемы на рынке остались прежние. «Осенью депутаты снова могут попробовать ввести пошлину, последние 10 лет одно и то же», – сетует Олег Назаренко.

Оживить рынок может еще и принятие закона о «трейд-ине»: владелец старого автомобиля может обменять его в автосалоне на новый с доплатой. Система выкупа старых машин автосалонами работает и сегодня, но при этом переоформлять старое автор приходится всякими обходными путями. Совсем недавно дилеры могли пользоваться услугами так называемых бирж, через которые можно было продать старое авто по формальной цене, например, в 100 грн – никакой оценки не требовалось. При этом все налоги, естественно, платились с этой смешной суммы. Теперь законодатели лазейку закрыли, и торговцам приходится выбирать долгий и более дорогой путь – через нотариуса. Будущий закон о «трейд-ине» должен урегулировать торговлю автомобилей с большим пробегом. Поскольку такой документ выгоден как импортерам, так и производителям, велика вероятность его принятия Верховной Радой уже осенью.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram