ГлавнаяЭкономикаБизнес

Украинские порты нельзя отдавать в концессию, - эксперт

Ученый НАНУ опасается, что частные инвесторы истощат основные средства портов.

Украинские порты нельзя отдавать в концессию, - эксперт
Фото: www.transmap.ru

Развитые украинские морские порты прекратят развиваться и будут истощены до предела, как только попадут в рамках концессии в частные руки, считает директор Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Алексей Котлубай. Его слова передают "Подробности".

По его словам концессия портов "по-украински" - это не более, чем схема, которая позволит превратить главные морские врата Украины в небольшое транспортное звено крупных финансово-промышленных групп, заинтересованных в перевалке своих грузов.

"Если мы передадим эти мощности нашим грузовладельцам в концессию, в аренду, или продадим даже, то они не будут развивать мощности, а начнут минимизировать свои транспортные издержки. Поэтому я бы не рекомендовал осуществлять такую концессию, - подчеркнул Котлубай. - Грузовладельцам выгодно обеспечить себе снижение транспортных затрат. Полностью истощив основные средства порта, полученные в концессию, они в итоге вернут их в состоянии, в котором они уже никому не будут нужны".

Эксперт отметил, что концессия логична только в том случае, если речь идет о строительстве новых мощностей - терминалов, причалов, углубления акватории, а не выкачивания выгоды из уже существующих государственных активов.

Между тем, Министерство инфраструктуры продолжает подготовку к передаче в концессию самого крупного и глубоководного порта Украины - МТП "Южный".

Эксперты пытаются понять - почему именно порт, приносящий в госказну более полумиллиарда гривен ежегодно, стал первым, которого власти собираются отдать частнику, как и то - по каким ставкам государство передаст в аренду свое имущество, в которое вложены миллиарды гривен.

"Порт "Южный" - это самый лакомый кусок, учитывая те вложения, которые государство в него сделало. Это самый лакомый кусочек для грузовладельцев, которые перевозят массовые грузы - руду, уголь, металл. Почему? Потому что, дноуглубительные работы, которые проведены, реконструкции причалов, они создают достаточно хорошие условия для того, чтобы эксплуатировать их на износ", - считает Котлубай.

Он также добавил - если отдавать МТП "Южный" в концессию, то концессионный платеж должен быть максимально высоким, поскольку частнику дадут возможность на десятки лет вперед пользоваться дорогостоящими государственными активами - землями, причалами, акваторией. Кроме того, как считает А.Котлубай, необходимо в концессионном договоре прописать гарантии того, что концессионер не создаст в порту монополию и не перекроет возможности перевалки для других грузов.

Эксперты отрасли уверены, отдавать в концессию порты - тоже самое, что приватизировать перекрестки в центре мегаполиса, перекрыв которые, их "собственник" может остановить все дорожное движение.

"Используя порт только для себя, частные собственники не будут пускать другие грузопотоки и других грузовладельцев. То есть, мы моментально потеряем развитие порта, потеряем свой транзитный потенциал. Ведь порт - это общественный транспортный узел, который никогда не ориентируется на одного грузовладельца. Порт должен предоставлять услуги всем. Этот принцип предоставления услуг прописан в Законе о торговом судоходстве США - "заявку подал, значит ее обязаны принять и исполнить".

Но в Украине этого нет и я так понимаю - не будет, если мы отдадим морские порты грузовладельцам", - резюмировал Котлубай.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter