С огромным трудом дались нам эти кредитные деньги. Ведь компании, как и государства, которые занимают деньги на публичных финансовых рынках, всегда предоставляют информацию о своих финансах. И первая вещь, на которую обращают внимание кредиторы или инвесторы, - это уровень долга. Далее, какой финансовый леверидж, т.е. общий долг по отношению к операционной прибыли (доходной части). Напомню, по данным Минфина на 1 февраля 2015 года государственный долг нашей страны составил 1 триллион 113,5 миллиардов гривен (около 616 миллиардов мы должны международным заемщикам, остальное - долги перед внутренними кредиторами).
При этом ВРУ увеличила доходы госбюджета-2015 на 22 млрд. гривен до 498,1 млрд. гривен и расходы на 35 млрд. до 563,21 млрд. гривен (правда, не знаю, как чиновники это собираются выполнять). Проведя элементарные расчеты, не трудно увидеть, как плохи наши дела. Более того. Теперь еще надо подсчитать сумму процентов, которые в течение текущего 2015 года надо выплачивать по отношению к той же доходной части бюджета.
Не буду утомлять голыми цифрами, но – это миллиарды. И эти деньги также будут направлены на погашение текущих и вновь образовавшихся долгов. Исходя из этих показателей, думаю, аналитики МВФ прекрасно понимали насколько проблемный у нашей страны финансовый леверидж. Соответственно при наступлении кризисных событий на рынках, доходы нашего госбюджета, как мы прекрасно уже знаем, имеют свойство резко снижаться. Поэтому руководители МВФ должны были предположить и негативный сценарий, как в этом случае Украина сможет погасить свои обязательства. Какими будут действия украинских властей при таком развитии событий?
Вот почему, убежден, чиновники «наверху» уже взяли четкий курс на то, что если не раскрутить инфляцию – это крах. Как ни горько это признавать, но, по-моему, уже всем ясно, что мы вступили в период длительного обнищания многомиллионного населения. По оценкам экспертов, если еще в нулевые «жирные» годы на нормальную жизнь достаточно было для семьи из трех-четырех человек зарплаты одного человека, то сегодня уже даже в Киеве обязательно нужно работать двум членам семьи, чтобы получить хотя бы доход для оплаты услуг и тарифов ЖКХ.
И теперь два главных вопроса для властей: почему обнищание рядовых людей непременно приводит к еще более глубокому и масштабному кризису? И почему наши капиталисты и экономические чиновники при любых условиях заинтересованы только в максимальной прибыли, ища настойчиво рынок всё более дешевой рабочей силы? Это притом, что потенциал падения украинского рынка еще не исчерпан. Стоит задуматься, что мы будем делать, если через год экономика Украины не поднимется? Как скоро появятся новые финансовые конструкции?
Наконец, кто первый поймет, может быть, Кабмин А. Яценюка или НБУ, что снижение зарплат неизбежно приведет к еще большему кризису самого капитала, т.к. на полученные деньги работник способен купить всё меньше и меньше товаров и услуг. Что сегодня, увы, мы и видим у нас в Украине – потребительский спрос просто катастрофически быстро сокращается, а инфляция стремительно растет. Это тяжелая экономическая болезнь. И почему мы, налогоплательщики, вынуждены расплачиваться за просчеты наших финансовых властей?
Но, несмотря ни на что, наши власти, видимо, пришли к заключению, что уже нельзя обслужить государственный долг без девальвации гривны и плюс инфляция. А деньги МВФ – это сегодня всего лишь преддефолтный кредит. Думаю, что финансовые власти считают, что еще есть потенциал для девальвации гривны. Они будут девальвировать гривну или – дефолт. Им предстоит выбирать одно из двух. Я бы выбрал дефолт, и начал бы переговоры с кредиторами о реструктуризации долга с частичным его списанием (по примеру Польши и Греции). Уверен, кредиторы бы учли наше сегодняшнее чрезвычайно трудное во всех отношениях положение.