Мыльные пузыри
Нацбанк и правительство опасаются усугубления кризиса на банковском рынке. Особое волнение у них вызывают участившиеся банкротства участников рынка. Для этого есть серьезные причины.
В прошлом году в результате массовой чистки, которую проводил регулятор, неплатежеспособными были признаны 33 банка. Такого рекордного числа банкротств не было ни в одном году за всю историю независимой Украины, даже во время острого кризиса 2008-2009 годов.
Банки лопались, как мыльные пузыри. И если бы это были лишь мелкие банки, которые занимаются отмыванием денег, паники не было бы. Однако в прошлом году с рынка было выведено несколько крупных банков. Ими стали Брокбизнесбанка Сергея Курченко, банк "Форум" Вадима Новинского и "ВиЭйБи" Банк Олега Бахматюка.
Эти банки не смогли рассчитаться с вкладчиками, в результате это делал Фонд гарантирования вкладов. Клиентам только этих трех финучреждений он выплатил 12,7 млрд грн. Однако Фонд гарантирует выплату вкладов до 200 тыс. гривен. А в банках хранились и большие суммы. В результате на счетах зависло более 8,2 млрд грн без компенсации.
О каком доверии к банковской системе может идти речь в таких условиях? За 11 месяцев 2014 года в общей сложности система потеряла 126 млрд грн вкладов, и пока население не спешит возвращать деньги на депозиты, предпочитая хранить их под матрасами или тратить.
Восемь счастливчиков
Чтобы не допустить банкротства больших банков в будущем, Нацбанк и правительство озаботились их поддержкой. Речь идет о капитализации банков, которые в этом нуждаются. Взамен государство получит доли в проблемных банках.
В прошлом году 35 банков прошли стресс-тест. Он показал, что 18 учреждений нуждаются в суммарной помощи в 66 млрд грн, у остальных такой потребности нет.
Банки, которые не смогут нарастить капитал самостоятельно, обратятся за поддержкой к правительству. Но в НБУ считают, что получить помощь смогут далеко не все учреждения.
"Лишних ресурсов в госбюджете нет, поэтому только государственные и системные банки могут рассчитывать на господдержку", – заявила в конце прошлого года Валерия Гонтарева, руководитель Нацбанка.
До сих пор Нацбанк и правительство не озвучивало четкие критерии для возможной национализации финучреждений. Были лишь заявления о том, что поддержаны могут быть системообразующие банки. Однако в конце прошлого года Нацбанк наконец-то определил, какие именно банки являются системно важными. Своим постановлением №863, центробанк указал, что ими считаются:
- ПриватБанк,
- Ощадбанк,
- Укрэксимбанк,
- Дельта Банк,
- Райффайзен Банк Аваль,
- Укрсоцбанк,
- Проминвестбанк,
- Сбербанк России.
Кому сколько
Рассмотрим этот список внимательно.
Нет вопросов по поводу государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка. Раз уж акционером банка выступает страна, она и должна поддерживать эти учреждения на плаву. В капитал Ощадбанка уже внесено 11,6 млрд грн, а Укрэксимбанк будет докапитализирован на 5 млрд грн в ближайшее время.
Крупнейший в стране частный ПриватБанк (принадлежит днепропетровским олигархам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову) также нуждается в помощи - по результатам стресс-теста его потребность в средствах составляет 4 млрд грн. Все предыдущие годы банк наращивал капитал за счет полученной прибыли, однако теперь этих средств недостаточно. По результатам трех кварталов 2014 году прибыль ПриватБанка составила всего 426 млн грн. Поэтому банк ищет другие источники. Ими могут стать 725 млн грн, которые ПриватБанк выручит от продажи своей грузинской "дочки" (покупателем выступает Bank of Georgia).
Что касается Райффайзен Банка Аваль (дочка австрийского Raiffeisen Bank International), то сразу же после проведения стресс-теста он отчитался в том, что не нуждается в дополнительном капитале.
В список системных финучреждений попали и два российских банка. Ими оказались Проминвестбанк, который принадлежит государственному российскому Внешэкономбанку и "Сбербанк России", владельцем которого является одноименный российский банк. Причем Внешэкономбанк - не столько банк, сколько государственный фонд прямых инвестиций, у него нет банковской лицензии и он не регулируется российским центробанком. Еще в 2011 году украинский Forbes со ссылкой на пресс-службу Внешэкономбанка писал, что одна из его главных целей - "расширение границ присутствия российского капитала на рынках Украины".
Проминвестбанк нуждается в увеличении капитала на 4,7 млрд грн, а вот у "Сбербанка России" потребности в деньгах нет. Тем не менее, Нацбанк пристально следит за их деятельностью - глава центробанка Валерия Гонтарева сообщила, что во всех банках с российским капиталом работали кураторы НБУ.
В списке оказался и Дельта Банк, 70,61% которого принадлежит Николаю Лагуну, а оставшая часть - американской компании Cargill. Вот уже несколько месяцев банк не возвращает клиентам депозиты. В Нацбанке также признаю наличие проблем у банка. "У банка есть проблемы. Пока НБУ работает над капиталом с акционерами, в том числе с Cargill. Крупнейший акционер банка продает непрофильные активы. Мы рассчитываем, что банк решит свои проблемы, но если нет, то мы все знаем, что происходит с неплатежеспособными финучреждениями", - сообщила Валерия Гонтарева. Ранее собственник Дельта Банка Николай Лагун объявил о том, что в начале 2015 года планируется увеличение его капитала на 1,2 млрд грн и восстановление платежеспособности финучреждения.
Еще одним банком, чья докапитализация может быть затруднена, является Укрсоцбанк, принадлежащий итальянской UniCredit Group. Акционер сообщил о готовности вносить средств в свою украинскую "дочку", однако это произойдет при выполнении Украиной двух условий. "Мы проинвестировали в Укрсоцбанк уже $2 млрд и собираемся наращивать его капитал. Но для этих инвестиций мы хотим видеть выполнение двух условий: усиление в Украине защиты прав кредиторов и стабилизацию ситуации в стране", - заявил Роберто Никастро, генеральный менеджер группы UniCredit. Пока ни одно из этих требований итальянского инвестора так и не было выполнено. Однако в UniCredit Group настроены оптимистично и считают, что ситуация должна измениться к лучшему в ближайшее время. Сумму необходимой докапитализации Укрсоцбанка, которая была выяснена в результате стресс-теста МВФ, в итальянской группе не разглашают.
Системный расход
Государство научилось закрывать банки, но еще не научилось их эффективно поддерживать. По крайней мере опыт прошлых лет с национализацией банков оказался негативным (см. статью "Миллиарды на ветер").В 2009 году правительство национализаировала Укргазбанк, Родовид Банк и банк "Киев". Однако в результате работу удалось восстановить только Укргазбанку. Остальные два учреждения так и не смогли возобновить полноценную деятельность.
Родовид Банк получил статус санационного и, по идее, должен работать с активами проблемных финучреждений, однако так и не начал этим заниматься, так как парламент не внес изменения в советующие нормы законов. Банк "Киев" сейчас испытывает серьезные проблемы с платежами и не возвращает депозиты вкладчикам.
"Считаю, что практически единственным случаем, когда государству целесообразно рекапитализировать частный банк, является рекапитализация больших системных банков, так называемых too big to fail. Таким банкам государство просто не может позволить обанкротиться, так как последствия такого банкротства будут слишком тяжелыми для всей экономики страны",- говорит Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка.
К тому же капитализация коммерческих банков может значительно повысить нагрузку на госбюджет, которая и так высока.
"Только на рекапитализацию НАК "Нафтогаз Украины" предполагается направить 115 млрд грн, причем основная часть этой суммы уже выделена. Помимо роста госдолга, повышения нагрузки по его обслуживанию на будущие бюджеты государства такие операции являются мощным каналом денежной эмиссии в Украине. А кроме НАК "Нафтогаз Украины" такая эмиссия требуется, к примеру, и для финансирования Фонда гарантирования вкладов. Никто не знает, каких расходов потребует восстановление Донбасса. Стоит ли при этом финансировать еще и частные банки?", - спрашивает Роман Шпек, старший советник Альфа-Банка Украина. По его словам, в прогремме сотрудничества Украины с МВФ записано, что основную нагрузку по рекапитализации банков должно нести не государство, а акционеры.