Устанавливаемый Конгрессом США потолок государственного долга не раз становился предметом политической борьбы.
Первый связанный с ним кризис случился в 1953 году. Тогда президент Эйзенхауер пытался поднять лимит с $275 млрд. до $290 млрд. Попытка не удалась - Конгресс отказался поддержать президента и правительству пришлось урезать свои расходы. Впрочем, в следующем году Эйзенхауеру удалось-таки поднять лимит на $6 млрд., на чём политическое противостояние и закончилось.
В определённом смысле, нынешняя ситуация похожа на тогдашнюю. Как и Эйзенхауеру, президенту Обаме необходимо поднять потолок госдолга. Борьба вокруг него, фактически, идёт с 2011 года, когда, в результате тяжёлого для президента США компромисса с противостоящими ему республиканцами, лимит был поднят последний раз. Острота противостояния была такова, что компромисс был достигнут в последний возможный момент, а одним из результатов политического кризиса стал резкий и сильный обвал на финансовых рынках - ведь перед США неожиданно встала вполне реальная угроза дефолта.
Технически, потолок госдолга был достигнут в декабре 2012 года. С того момента Казначейство США продолжило расплачиваться по счетам с помощью разнообразных экстраординарных и обходных мер, которые позволили американскому правительству дотянуть до февраля, когда лимит госдолга был временно отменён - ведущие между собой непримиримую борьбу республиканцы и демократы в очередной раз пытались прийти к компромиссу. Впрочем, сделать этого не удалось, и с конца мая Казначейство США вновь финансирует расходы правительства с помощью экстраординарных мер.
По расчётам различных организаций, эти источники будут исчерпаны к концу октября-началу ноября. Если до этого момента Обаме и республиканцам не удастся прийти к соглашению, Америка вновь встанет перед угрозой дефолта.
Угроза дефолта
Между тем, стороны продолжают жёстко придерживаться своих, противоположных друг другу, позиций. Республиканцы требуют сворачивания государственных расходов - в первую очередь, расходов связанных с проводимой Обамой медицинской реформой. Сворачивание этой реформы стало для американской оппозиции задачей номер один.
Однако, для Обамы и демократов данная реформа является ключевым проектом его президентства, своего рода способом войти в историю страны. Соответственно, требования республиканцев встречают с их стороны категорический отказ.
В результате, американское государство стало заложником собственных противоборствующих политиков, которые пытаются использовать угрозу дефолта в качестве средства давления друг на друга.
Ситуация весьма близка к событиям 2011 года и сам факт того, что она может повторяться вновь и вновь является весьма тревожным знаком. Помимо эпопей с долговым потолком Америке уже угрожало резкое сокращение госрасходов в самом начале 2013 года - фискальный обрыв. Весной же стране пришлось - опять из-за политического противостояния - пойти на секвестр бюджета, наносящий удар по экономическому росту. Радикализация американской политики привела, неожиданно для такой развитой страны, как США, к перманентно высоким политическим рискам.
Сейчас у сторон есть около 20-30 дней на то, чтобы отвратить от страны угрозу дефолта. Весьма вероятно, что, как и в 2011 году, они это сделают в самый последний момент. Последствия для мировой экономики несомненно будут плохими - впрочем, если компромисса достигнуть не удастся и США окажутся не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, всё окажется ещё хуже.
Опасность для мировой экономики
В 2011 году противостояние, схожее с нынешним, привело к снижению кредитного рейтинга США, обвалу на финансовых рынках и на месяц заморозило инвестиционную активность в американской экономике. Приведёт ли нынешний эпизод к аналогичным последствиям? Если катастрофических последствий - дефолта - удастся избежать, скорее всего, не приведёт.
События 2011 года стали неожиданностью для многих и тогда никто не ожидал, что политическое противостояние будет настолько непримиримым, что стороны будут готовы взять в заложники экономику собственной страны. Сегодня это принимается как факт и участниками финансовых рынков, и бизнесом, и даже населением.
Благодаря этому, вероятней всего, если в октябре в Америке и будет заметна негативная реакция на угрозу дефолта - замедление инвестиционной активности, снижение финансовых рынков и т.п. - она вряд ли будет слишком уже сильной.
Соответственно, если в 2011 году события в США, по сути, стали началом негативной тенденции для мировой экономики вообще и развивающихся стран в частности - включая и Украину - то сейчас они скорее лишь несколько усугубят уже существующие проблемы. Применительно к Украине это, возможно, будет означать дополнительное ухудшение условий кредитования на внешних рынках, которые, впрочем, уже ухудшились после снижения рейтинга государства агентством Moody's.
Естественно, последствия будут ограниченными лишь в случае положительного разрешения вопроса с поднятием долгового потолка. Дефолт же США будет означать самую настоящую катастрофу, полные последствия которой предсказать довольно трудно. Несомненно, финансовые рынки, в этой ситуации, будут ожидать огромные потрясения, а проблемные развивающиеся страны, вроде Украины, вероятнее всего, окажутся на месяцы отрезаны внешних кредитных рынков.
Впрочем, волноваться пока не стоит, ведь вероятность дефолта, к счастью, остаётся крайне малой - каких-либо экономических оснований для него в данный момент нет. Проблемы США пока что носят сугубо политической характер, сама же страна остаётся вполне платежеспособной.