ГлавнаяЭкономикаГосударство

Нам любые дороги дороги

Виктор Янукович грезит магистралями, по которым страну можно проехать за 13–14 часов. Пока же в Украине сложно в принципе найти более-менее пригодную для езды дорогу

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua
Нам любые дороги дороги
Фото: Никита Зелецкий

Вместо дорог – направления

Больше 100 тыс. человек посмотрели на YouTube ролик, в котором асфальтоукладчица Катя из Днепропетровска распекает водителей почем зря: из-за жалоб автомобилистов она вынуждена засыпать ямы под дождем, чтобы потом снова латать их, когда погода улучшится.

«Дорог нет – одни направления. По трассе – глубокие ямы, ползу со скоростью 40 км/ч», – говорит «Левому берегу» дальнобойщик Владимир. Чаще всего в разговоре водитель поминает недобрым словом Киевскую и Харьковскую области, хотя достается и остальным. Говорит, в Донецкой области ГАИшники строгие – тщательно проверяют грузовики, а вот в Одесской области ГАИшников можно не бояться. Алексей Койчуренко, бизнесмен, занимающийся доставкой грузов, жалуется на еще недавно образцово-показательную трассу «Киев–Одесса». «Там есть место, где образовалась ступенька в 15–20 см. Легковушка на полном ходу на эту ступеньку налетела – сразу глушитель отвалился», – рассказывает предприниматель.

Зимой огрехи дорожного полотна прятал снег. Теперь снег сошел, а вместе с ним во многих местах «сошел» и асфальт: показались ямы и трещины. Если после прошлой малоснежной зимы, по словам бывшего руководителя «Укравтодора» Вадима Гуржоса, в ремонте нуждались 85% дорог государственного значения, то после обильных снегопадов 2010 года почти все дороги (кроме новых и только что отремонтированных трасс) можно считать поврежденными. Причем около 70% из них требуют капитального ремонта.

Латка на латке

«Выбоин на дорогах уже нет. Есть, к сожалению, неровности», – говорил «Левому берегу» меньше года назад тогдашний министр транспорта Иосиф Винский. Министр новый – проблемы прежние. По данным газеты «Автомобильные дороги Украины», в 2010 году ожидается более 5 кв.км повреждений на дорогах общего пользования против 2 кв.км повреждений и деформаций прошлого года. Общая площадь дорожного полотна в стране – 604 тыс. кв.км.

Значит, снова грядет повсеместный ямочный ремонт. Это дешевле, чем перестилать полотно с нуля, но и менее долговечно. Вы не латаете одежду, когда можете купить новую. Так и с дорогами. Засыпать яму порядка двух квадратных метров стоит от 400 до 1000 грн в зависимости от технологии. А капремонт километра дороги обходится уже в 3–5 млн. грн.

К тому же, проблемы копятся. В кризисный 2009 год «Укравтодор» провел капитальный ремонт 174,4 км дорог общего пользования, тогда как в 2008 году было отремонтировано в два раза больше путей – 326 км. А общая протяженность дорог государственного значения, за которые и отвечает «Укравтодор», составляет 20,5 тыс. км (есть еще 148,9 тыс. км дорог местного значения). То есть в прошлом году отремонтировали только 0,85% дорог государственного значения при потребности, в 10 раз большей. И около половины всех расходов на капремонты – это деньги, полученные в долг от международных финансовых организаций.

Конечно, в плохих дорогах виновата не только нехватка денег. Водители обвиняют дорожные службы в халтуре и повальном воровстве. Кто его знает, сколько и чего в асфальт положили «автодоровцы» – проверить сложно. Может, поэтому контролирующие органы довольно редко находят нарушения в этой сфере. Последний пример связан со строительством моста в Запорожье. В феврале Счетная палата рассказала о нарушениях на сумму 144,8 млн. грн со стороны Управления капстроительства Запорожья. Одна из причин нарушений – отсутствие контроля «Укравтодора» и Запорожского горсовета над использованием бюджетных средств. Строить мост начали в 2004 году, когда в проекте фигурировали 1,9 млрд. грн. А сегодня говорят уже о 4,4 млрд.

Фото: www.meria.zp.ua

Еще одна причина бездорожья – сама специфика нашей системы дорог, которые просто не рассчитаны на такой грузопоток. Сегодня 72% грузовых и 82% пассажирских перевозок совершается при помощи автотранспорта, уверяют в «Укравтодоре». А многие дороги просто не приспособлены к движению по ним тяжелого автотранспорта. «Ничего, с ГАИшником всегда можно договориться, – говорит дальнобойщик Владимир. – А поедешь в обход – сорвешь контракт и будешь платить неустойку. Это сильнее по карману ударит». Потому «плывет» даже качественное, но не рассчитанное на тяжести дорожное полотно. Бывает, что проезд для машин тяжелее 15 тонн запрещен, а по дороге мчит груженая фура общим весом в 32 тонны.

Неудивительно, что в последнем мировом рейтинге качества автомобильных дорог Украина находится на 125 месте из 133 возможных, согласно отчету The Global Competitiveness Report 2009–2010. Чуть лучше Непала, чуть хуже Болгарии. На первых местах в этом списке – Сингапур и Франция, на последнем – Монголия.

За чужой счет

Дороги так плохи, что автомобилисты начинают протестовать. В Харькове местный автоклуб проводит акцию «Нет дорог – нет налогов» – призывает не платить дорожный сбор. В Запорожье на прошлой неделе в митинге задействовали даже лошадей с телегой. А иначе, говорят, по нынешним дорогам не проехать.

Между тем дорожный сбор идет в местные бюджеты и расходуется на дороги местного значения. Причем 85% сбора уходит на ремонт местных дорог общего пользования и сельских, а 15% остается для починки и содержания улиц в населенных пунктах.

На дороги государственного значения тратятся деньги из спецфонда, куда капают акцизы от импорта и производства автомобилей и топлива. Кроме того, «Укравтодор» привлекает кредиты для финансирования отдельных проектов. Сейчас идут работы по проектам ЕБРР и Европейского инвестбанка, Всемирного банка и Японского агентства международного развития. В каждом случае объем средств измеряется в миллионах долларов США.

В 2009 году из спецфонда и местных бюджетов на финансирование отрасли поступило чуть более 7,2 млрд. грн, тогда как кредиты под государственные гарантии, векселя и займы международных организаций составили около 8,9 млрд. грн. В частности, государство готово было гарантировать возврат «Укравтодором» займов на уровне 8 млрд. грн в прошлом году, но потребовалось чуть меньше 7,4 млрд.

Автовладельцы снова платят

Выход из сложной ситуации есть, считают в «Укравтодоре». Если поднять акцизный сбор на топливо, расширить источники финансирования дорожного фонда, ввести топливный сбор и забрать часть выручки у страховых компаний, которые торгуют полисами автогражданки, бюджет «Укравтодора» пополнится на 9,6 млрд. грн.

Но даже реализация всех подобных инициатив службы автомобильных дорог не поможет сделать наши трассы европейскими. В качестве желаемой суммы чиновники называли и 50 млрд., и 80 млрд. грн. Якобы с таким финансированием Украина сможет не только латать дыры, но и начнет строить новые современные дороги. Ну а пока государственные люди жонглируют фантастическими цифрами, долг «Укравтодора» продолжает расти. На февраль 2010 года он составил 15,6 млрд. грн.

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua