ГоловнаЕкономікаБізнес

Как повысить цены и улучшить имидж?

Принято считать, что цены на бензин зависят от цен на нефть, или уровня конкуренции, или соотношения спроса и предложения. Ничего подобного. В Украине цены на топливо зависят от давления властей.

Как повысить цены и улучшить имидж?
Фото: www.atg.wa.gov

Последнее повышение цен на бензин выглядело так, как будто все торговцы стояли в положении «На старт» и кто-то скомандовал «Марш!». Еще 18–19 марта литр самого популярного, 95-го бензина стоил в среднем 7,99 грн, а уже 22 марта – 8,35 грн. Причем подорожание произошло на всех заправках, за исключением заправок, контролируемых группой «Приват», которая уже давно продает бензин дешевле всех, мечтая отвоевать рынок у конкурентов.

Шила в мешке не утаишь, о синхронном повышении написали все СМИ, даже Антимонопольный комитет на удивление быстро заявил о «сговоре». Уже 26 марта всех торговцев топливом собрали на отдельное совещание у министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Чего именно требовал министр – известно: снижения цен. Какие аргументы он приводил, участники встречи не рассказывают. Но аргументы, судя по дальнейшим событиям, были весомыми. Уже 31 марта средняя цена 95-го бензина на заправках страны составляла от 8,01 грн до 8,10 грн за литр. «Никто не хочет ссориться с новой властью», – говорит один из экспертов топливно-энергетического рынка, пожелавший остаться неназванным. По его словам, торговцы согласились на снижение цен, но взамен потребовали от Министерства разобраться с их конкурентами – производителями дешевых топливных суррогатов, попросту говоря «бодяги».

Правда, знающие люди говорят, что это лишь временное лекарство. Сначала торговцы снизят, а потом будут по копейке поднимать, сваливая все на загадочные мировые тенденции. Никто ведь, в самом деле, не проверяет, насколько повышение цен на нефть повлияло на цены на бензин в Украине. И почему в 2008 году, когда цена на нефть упала в три раза, бензин у нас всего лишь незначительно подешевел? Да и последнее повышение цен вообще непонятно как связано с этими самыми мировыми тенденциями. Если во всем виновата дорожающая нефть, тогда почему за тот же период в Чехии, Латвии, Франции, Словакии и Венгрии оптовые цены на бензин снизились? Может быть, в этих странах местные министры топлива находят не менее весомые аргументы, чем наш Юрий Бойко?

Если смотреть на вопрос без иронии, то административное давление, конечно, проблемы не решает. В 2005 году, когда Тимошенко слишком сильно надавила на трейдеров, бензин вообще перестали продавать. Да и нынешнее подорожание тоже, судя по всему, было итогом сговора нескольких крупных торговцев. Рано или поздно от них бы потребовали снизить цены – со старой отметки 7,99 грн. Согласованное повышение позволило им якобы снизить цены и выполнить требование властей. Но понижение было с другой цены – 8,35 грн. Теперь ситуация идеальная для торговцев – фактически они повысили цены, а для всех это выглядит так, как будто топливо подешевело. Другими словами, они организовали правильный пиар для повышения стоимости горючего. Примерно то же самое произошло с курсом доллара в конце 2008 года, когда курс гривны девальвировал до 10 грн за доллар, а потом был снижен до 8 грн. Все сначала сильно испугались, а потом облегченно вздохнули.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram