Причина этого феномена – пока загадка, но факт остается фактом: дороги между городами лучше, чем дороги в городах; дороги в городах лучше, чем дороги во дворах.
Межобластными дорогами занимается Укравтодор – структура национального подчинения. В городах дороги строят автодоры, которыми командует местная власть, ну а то, что во дворах – ответственность ЖЭКов и районных администраций.
В теории, наиболее просто гражданам повлиять на своих местных - районных и муниципальных – правителей. Достаточно объединиться с соседями и пройти пару кварталов – и вот она, власть, которая должна прислушиваться к мнению избирателей. Кабмин же далеко, и отделен от простых граждан эшелонами юридических процедур. Тем не менее, именно местная власть творит чудеса на коррупционном поприще, успешно игнорируя протесты. Пример – он рядом с Кабмином.
Несмотря на то, что пару недель назад главному мэру страны Леониду Черновецкому было указано свыше исправиться под угрозой непонятного наказания, Киев продолжает страдать на разные недуги. Последняя пошесть – это массовое возведение малых архитектурных форм во всех возможных местах. Сейчас даже самые дальние станции метро окружены плотными редутами мини-пивных, киосков с вредной шаурмой и прочих мерзких форм жизни малого бизнеса; рядом сверкают огни сварки – строятся новые и новые металлические кубы. Зеленые зоны исчезают в этих искрах, подходы к метро сужаются до предела.
Власти перебрасывают ответственность за МАФы друг на друга. К примеру, глава администрации одного из самых хлебных районов столицы Виктор Пилипишин жалуется, что киоски ставит мэр: «Район даже не ставят перед фактом. Мы узнаем об установлении очередного ларька, как и остальные киевляне, постфактум». Черновецкий же утверждает что «распоряжение о моратории на установку МАФ уже есть, просто его никто не выполняет».
К чему здесь рисовать эти картины борьбы чудовищ за существование? А к тому, что если центральная власть не обуздает Киев, то покажет себя политически неспособной править и за его пределами.
Нынешней властной коалиции как воздух нужна легитимность – именно легитимность есть тот материал, на котором строится фундамент непопулярных и радикальных реформ, которых уже не избежать.
Нынешней власти придется заняться затягиванием поясов – процедурой, от которой народ старательно отучивали последние годы. Как ни странно, Придется начать жить по-новому. Структуры, в руки которым отдана Украина для управления – а прежде всего, это МВФ, ЕС и Россия – хотят, чтобы украинцы жили по средствам. Поэтому неизбежно повышение тарифов на газ, и начало пенсионной реформы, и прочее.
Кстати, насчет прочего. Было бы справедливо, чтобы пояски затянул не только простой народ, но и весьма крупный бизнес.
Например, сейчас прогнозируют улучшение на рынках черных металлов. Пора вспомнить, что нынешняя налоговая система фактически способствует деградации украинской экономики. Экспортеры заготовок платят меньше налогов, чем те, кто производит конечную продукцию для украинцев. Имело бы смысл ввести пошлину на экспорт металлов, которая во времена ценовых пиков давала возможность наполнить бюджет относительно безболезненно для производителя, а во времена спадов цены – уменьшалась, и позволяла экспортерам сохранять рентабельность. Аналог экспортной пошлины на нефть, которая успешно действует в России.
Экспортеры металлов – это, без сомнения, самая мощная и конкурентоспособная часть украинской экономики. Поэтому и, по логике, должна наполнять бюджет довольно активно. Сейчас около 40% доходов бюджета - это НДС, который экспортеры, как известно, не платят. Прошлое правительство придумало простой, но бандитский способ установить справедливость – не отдавать НДС. Но все же закон нарушать нельзя.
Газ на этой неделе как тема поутих. Русские хотят консорциум – но украинцы по-четсному не могут придумать - как оправдать его создание? Зачем, что делать с украинской трубой?
Расширять ее для увеличения поставок в Европу? Это не нужно, так как "Газпром" снизил долю на рынке ЕС с 25% до 22%, и продолжает терять позиции из-за дешевого газа с Ближнего востока.
Ремонтировать, чтоб не было аварий?
Так ведь труба в Украине, тьфу-тьфу, работает уж точно не худшее чем в РФ, без больших аварий, как той, что случилась в Ставрополье. Но даже если и нужно срочно модернизировать газотранспортную систему – у европейцев для этого денег и больше, и дешевле они в плане процентов по кредитам.
Поэтому и получается, что ничего пристойного предложить русским в качестве идеи для консорциума нечего. Остается лишь непристойное вроде технического контроля над ГТС, но это уже слишком - экономически рискованный и политически затратный шаг.
Вот как причудливо завязаны МАФы вокруг станций киевского метрополитена и газовая труба. Убрать МАФы – можно проводить реформы, оздоровлять «Нефтегаз», искать новые источники газа и жестко торговаться с россиянами о цене, не опасаясь укола в спину от своих, имея твердые позиции внутри страны.
Игорь Луценко, советник министра экономики Василия Цушко на общественных началах