ГоловнаКультура

Українські вогні в Лондоні

В Киеве приближение новогодних праздников ощущается не так сильно, как в Лондоне. Если вы думаете, что украшенные витрины и рождественские песни слишком назойливы, представьте, каково жителям стран, где к Рождеству начинают готовиться в октябре.

Настоящий дух Рождества выглядит примерно вот так
Фото: Дарья Бадьер
Настоящий дух Рождества выглядит примерно вот так

Середина декабря для Лондона – это одновременно и разгар рождественских корпоративов и ярмарок, и затишье перед бурей – на Лестер сквер готовятся к премьере “Звездных войн”, ставшей самым масштабным событием на площади, а гостиницы и хостелы ожидают наплыва туристов. Впрочем и без наплыва Лондон бурлит: в полтретьего ночи по Оксфорд стрит ходят забитые гуляками автобусы, на каждом шагу в Сохо – вечеринки, а в самом хипстерском районе Лондона, Шордиче, поутру можно обнаружить таких прекрасных фриков, что диву дались бы даже коренные берлинцы.

Удивительно было наблюдать за тем, как среди всего этого великолепия в Шордиче приземлился фестиваль “Дни украинского кино”. Надо сказать, что мы не подвели и вписались в лондонскую культурную эклектику очень органично. Открылся фестиваль “Живой ватрой” – одним из самых главных украинских документальных фильмов этого года, а продолжился тем, что у нас принято считать кассовыми хитами, – “Поводырем” Олеся Санина и “ТойХтоПройшовКрізьВогонь” (все в этот раз у нас про огонь) Михаила Ильенко, детским “Трубачом” Анатолия Матешко и короткометражными работами, отобранными с кинофестиваля “Молодость”.

Своеобразный отбор был продиктован тем, что ни один из вышеперечисленных фильмов не был показан в Лондоне ранее. “Племя” Слабошпицкого и “Майдан” Сергея Лозницы выходили в британский прокат, и программным менеджерам кинотеатра RichMix, в котором проходили “Дни”, было интересно показать зрителям то, чего они еще не видели.

Презентация фильма Поводырь в Лондоне
Фото: Facebook / Molodist
Презентация фильма Поводырь в Лондоне

Хоть Олесь Санин и Михаил Ильенко и снимают “кино для своих”, но на их фильмы пришла разношерстная публика – не только представители украинской диаспоры в Лондоне, но и местные жители, интересующиеся восточноевропейской экзотикой. Сессия вопросов и ответов, которой заканчивались все показы, не ограничивалась общением в зале – зрители продолжали приставать к режиссерам с вопросами в холле. Что обнадеживает: такое общение со зрителем, не имеющим по поводу фильма ни позитивного, ни негативного заранее составленного мнения, может оказаться полезным даже для таких умудренных сединами режиссеров, как Санин и Ильенко.

Жемчужиной программы была, конечно же, “Живая ватра” – отличный документальный фильм о жизни пастухов в Карпатах, премьера которого прошла на прошлогодней “Молодости”. С тех пор картина Остапа Костюка поездила по фестивалям – небезуспешно, с призами. Фильм, снятый двумя очень талантливыми операторами, оказывается посередине между фильмами телеканала “Дискавери” и фильмами, затрагивающими нужные струны бандуры тонкой украинской души. Основной конфликт “Живой ватры” – это смерть традиции, на смену которой ничего не приходит. История трех поколений пастухов в “Ватре” стала еще трагичнее со смертью одного из главных героев фильма – Василя, на котором и держалась старая традиция карпатских полонин. Сейчас команда собирает деньги на монтаж телевизионной версии “Ватры”. Очень хочется, чтобы в украинском кино было не только больше качественной документалистики, но чтобы она еще и доходила до самого широкого зрителя – ТВ в этом плане представляется самым перспективным инструментом.

Олесь Санин, к слову, тоже готовит телеверсию “Поводыря” – на Q&A он сказал, что она даже существует, правда, у него на компьютере. Одна из главных проблем “Поводыря” – это ломаный ритм, коверкающий все повествование, начиная со второй половины экранного времени. Смею надеяться, что в телевизионной версии эта проблема может быть исправлена.

Кадр из фильма "Поодаль"
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма "Поодаль"

Набор украинских короткометражек из национального конкурса “Молодости”, как ни странно, разом живописует все проблемы украинского кинематографа. Из шести фильмов только полтора на самом деле пригодны к просмотру. Из них – “Поодаль” Катерины Горностай и 1/4 фильма “Once upon a mine” Вофки Соловья и 1/4 “Хлама” Татьяны Симон.

“Поодаль” Горностай вместе с “Мужской работой” Марины Степанской, которую в Лондон не привезли, – главные украинские короткометражки года. Оба фильма были отмечены на больших украинских кинофестивалях – в Одессе и Киеве. Так вышло, что девушки в итоге получили одинаковый набор наград – “Поодаль” стала лучшим фильмом на “Молодости” и отмечена за лучшую работу актеров на ОМКФ, а “Мужская работа” стала лучшей на ОМКФ, а за работу с актерами получила приз на “Молодости”.

Ученица школы Марины Разбежкиной, Горностай умеет работать с документальным материалом. Так и вышло, что “Поодаль”, снятый практически одним планом (монтажная склейка там только одна, да и то, в самом конце), стал практически документальным фильмом. Основанный на реальной ситуации взаимоотношений между парнем и девушкой, фильм построен на длинном диалоге, который пара ведет, лежа в постели. Чтобы привлечь внимание зрителей к этому фильму, можно было бы сказать, что “Поодаль” – это римейк знаменитого видео про говорящих котиков (такого знаменитого, что его даже Годар вставил в свой “Фильм-социализм”), но шутки в сторону: фильм у Горностай действительно получился очень нежный и убедительный.

Чего не скажешь о Соловье или о Симон. Симон в принципе седлает уже донельзя заезженную кобылу: тему возвращения домой. “Помин” Ирины Цилык, “Борода” Дмитрия Сухолиткого-Собчука, а теперь еще и “Хлам” – все эти фильмы посвящены одной теме. В “Хламе” всего два героя – брат с сестрой, приезжающие в фургон, где когда-то жил их отец. Им нужно разгрести отцовские вещи – что-то забрать себе на память, что-то сжечь. Симон рифмует уборку бардака с некой терапией, которую брат с сестрой должны пройти, чтобы то ли смириться с горечью утраты, то ли помириться между собой. В начале фильма автор фильма дает много интересных зацепок, благодаря которым по прошествию десяти минут экранного времени нам все еще интересно наблюдать за героями, но или этого самого времени ей не хватило, или дело в сценарии, но персонажи остаются нераскрытыми и фильм заканчивается ничем.

Мина” (Once Upon a Mine) Вофки Соловья изначально построена на интересной идее: снять сатиру на украинское общество, используя пока что труднодоступную для художественного высказывания тему войны на Донбассе. В центре фильма – молодой художник, живущий в Славянске и предпринимающий попытку бегства из города в Киев. По пути он забредает на поле, откуда еще не убрали все мины и наступает на мину.

За идею использовать метафору мины как бесконечной опасности, которой подвергается украинское общество, не определившееся с ценностями, Соловья можно было бы и похвалить, если бы он прямым текстом не написал о ней на экране. В “Мине” есть и интересные наблюдение – выходец из восточного региона страны, эмигрант, Соловей явно знает, о чем снимает, но вот с инструментами у него не сложилось: фильм плохо смонтирован, написан и сыгран.

Q&A с режиссерами украинских короткометражек
Фото: Facebook / Molodist
Q&A с режиссерами украинских короткометражек

Кроме того, в программе было две анимации – психоделическая “Я купил велосипед” и добродушная “Большой человек”, обе можно представить себе в любых других национальных короткометражных программах, а вот “Шесть этажей”, дипломная работа Александра Навроцкого, вообще никуда не годятся – режиссер сам, кажется, не понял, зачем он все это снимал, еще и в претенциозном черно-белом цвете.

Любопытно, что фестиваль открывался в четверг, 10 декабря, в день, когда украинский парламент должен был бы принять несколько законопроектов о поддержке украинского кино. Глава Госкино Филипп Ильенко на пресс-конференции, которая прошла в посольстве Украины в Лондоне, даже назвал этот день историческим. Но рано было радоваться: парламент безнадежно переголосовывал норму о выборах в Кривом Роге, а на следующий день и вовсе отвлекся на Арсения Яценюка, не до кино было. Между тем, 31 декабря заканчиваются льготы для кинематографистов, что может повлечь серьезные последствия, да и бюджет на следующий год не обещает быть большим – запущенные в производство фильмы доснимут, а вот на новые может не хватить.

Такие события, как Дни украинского кино в Лондоне, в Париже, а параллельно – еще в Брюсселе, Стокгольме и других европейских столицах, пока что неплохо заменяют государственную деятельность в сфере культурной дипломатии. Уже на следующей неделе в МИДе обещают запустить соответствующее направление, но Минкульт в этой сфере пока что продолжает прикидываться мертвым. Если организовать показы украинских фильмов в Европе может и активная общественность, то обеспечить все условия, что Украине было, что показать, должно уже государство. В этом году в Лондоне и Париже можно было показывать фильмы 2014 года, но вот в следующем году зрителям придется предлагать что-то новое. Не заседания Верховной Рады им, в самом деле, транслировать – накал страстей там почище, чем в мексиканских сериалах, но интриги, увы, никакой.

LB.ua благодарит за организацию поездки в Лондон Благотворительный фонд Игоря Янковского “Инициатива во имя будущего” и кинофестиваль “Молодость”.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram