ГоловнаКультура

Записки режиссера. Недетский вопрос.

В начале июня в Польше вступил в силу закон о принудительной химической стерилизации. В соответствии с ним, подобной процедуре там будут подвергаться все мужчины, осужденные за сексуальное насилие над детьми и несовершеннолетними. Хотя до сих пор процедура химической стерилизации применялась и в некоторых других странах, но там она, как правило, проводилась на добровольной основе. По словам же польских политиков, теперь в их стране действует самое строгое в Европе законодательство в отношении преступников подобного рода.

Записки режиссера. Недетский вопрос.
Фото: dailymail.co.uk

Польское общество было готово к такому решению, и отступать от него не намерено, несмотря на упрёки соседей по Евросоюзу. Теперь, вот, на днях, первой из азиатских стран, за своих «шалунов» так же жёстко, как и Польша взялась и Южная Корея.

В скором времени похожий закон собираются принять и в Российской Федерации. Там во главе процесса неожиданно стал их нынешний президент Д.Медведев. Президентский законопроект, который уже направлен в Федеральное собрание РФ, предусматривает введение, для определённой группы осуждённых, процедуры химической (фармакологической) стерилизации, т.е., применение специального медицинского препарата, который активно подавляет сексуальное влеченье (либидо) и сексуальную активность человека. И абсолютное большинство российских избирателей, тех, кто вскоре придёт к президентским избирательным урнам, с восторгом поддержали решительные действия своего лидера.

Фото: EPA/UPG

Теперь, учитывая сложившуюся историческую традицию, думаю, что и Украина активнее подтянется к подобному процессу, поближе к своим выборам, разумеется. Ведь перед прошлыми, депутат В.Сивкович уже предлагал похожий, принудительный «химический» вариант, на который, по его словам, его натолкнул сексуальный скандал в лагере “Артек”. Однако выборы закончились и законопроект где-то затерялся, впрочем, как и сам предвыборный «пионерский»скандал. Вот только проблема сексуального насилия над детьми и несовершеннолетними так и осталась нерешённой.

Конечно, ситуация острая, болезненная и легко заводящая общество, и с подобного рода преступлениями действительно нужно бороться со всей допустимой строгостью, но что-то я очень сомневаюсь в эффективности решения социальных проблем с помощью медицины. Особенно в странах к востоку от Польши.

Да, во многих государствах есть примеры назначения для нарушителей закона определённых процедур медицинского характера, но они нигде не воспринимаются как панацея от преступности, как явления. Зарубежный опыт показывает, что медицина, используемая как средство решения социальных проблем, в скором времени становится неизбежно карательной. В США, например, бывали периоды, когда лоботомия и стерилизация признавались, как некий «добрый» вариант борьбы со «злодеями». Последствия этого известны.

В нашем же регионе, похоже, всё будет ещё хуже, учитывая обязательные у нас массовые злоупотребления и многочисленные ошибки. Ведь нынешнее состояние украинской правоохранительной и судебной системы, уровень медицины, повальная коррупция в государстве, непростые взаимоотношения в гражданском обществе и в политической среде говорят именно об этом.

Правозащитники вообще бьют тревогу, считая, что закон непременно спровоцирует волну новых злоупотреблений.

«За рубежом всё это происходит добровольно, но у нас так не будет, - считают они, - Спустят правоохранителям план - кастрировать в этом году сто педофилов, и они этот план будут старательно выполнять. А потом из года в год станут этот план ещё и повышать».

Фото: Макс Левин

Ведь согласитесь, что гораздо проще, вместо системной реорганизации проблемных отраслей, вместо профилактики и предупреждения, вместо кропотливой и ответственной работы, не только со взрослыми дядями из группы риска, но, что не менее важно, с детьми и их родителями, - попросту взять и сделать насильнику укол ацетата ципротерона или леупрорелина - и можно смело идти в телевизор рапортовать восторженному электорату об успешной борьбе с такой эмоционально отзывчивой бедой, как сексуальное насилие над детьми и несовершеннолетними. А можно ещё быстренько принять закон, чтобы отрубать руки ворам, а за убийство и вовсе казнить на площади, а ещё лучше - показывать стране это реалити-шоу в прямом эфире. И вы думаете, что народ этого не одобрит?..

Но законодатели упрямо стоят на своём:

«Что бы ни говорили „правозащитники" о соблюдении прав осужденных, независимо от вида совершенного преступления, кастрация - это то минимальное „неудобство", которое мы можем доставить насильникам и убийцам наших детей, разрушителям семей и маньякам. Педофилы - больные и опасные люди, которые никогда не будут полноправными членами общества, поэтому наша задача - защитить от них здоровых людей, наших детей, у которых впереди целая жизнь».

Мусульманские религиозные деятели идут в этом вопросе ещё дальше. Они считают, что "лечение этих подонков" за счет государства не даст никаких результатов. "Если кто-то попался на педофилии, разговор с ним должен быть предельно кратким - смертная казнь!". Радикальные товарищи. Лучше бы дозволенное у себя кое где замужество с 9 лет отменили!..

А вот Православная Церковь выступила против введения стерилизации. "Недуг находится не ниже пояса, а в голове человека, поражая его сознание и внутренний мир", - считают там. Представители церкви высказывают мнение, что «самым эффективным и самым правильным способом борьбы с педофилией будет запрет на любые формы её пропаганды в СМИ, особенно в Интернете, а также её профилактика через воспитательный процесс и работу священнослужителей или психологов с теми людьми, которые оказались подвержены этому недугу».

Фото: Дмитрий Алексеенко

Всё это правильно и по-христиански, но медицинская практика показывает, что педофилия - почти неизлечимое заболевание, связанное с устойчивым изменением психики, и выпущенный на свободу, и не контролируемый специалистами насильник во многих случаях возвращается к совершению преступлений. По данным института им. Сербского, независимо от отсутствия или наличия принудительного психиатрического лечения, повторное совершение преступления происходит почти всегда, в интервале от двух лет после освобождения, вне зависимости от усилий психиатрии в этой области. И в это можно поверить, ведь если даже здоровому человеку иногда бывает тяжело противиться сексуальному угару, то, что уж тут говорить о больном…

Но некоторые психологи видят в предельно высоком наказании для человека, готового совершить преступление, в данном случае преступление сексуальное, — не тормоз, а невольный стимул.“Если за убийство человека вводится высшая мера наказания, то преступник убивает уже не одного, а десятерых. Чем тяжелее наказание, тем чаще преступники расправляются с жертвами, опасаясь возмездия”, — утверждают они. Поэтому с введением кастрации количество убийств при изнасиловании может даже возрасти.

Кроме того, следует помнить, что эффект химической стерилизации обратим, а значит, приём соответствующих препаратов должен быть длительным и регулярным. А сегодня достаточно легко, через обращение к платной медицине, буквально в течение нескольких минут можно отыграть назад действие всей этой химической процедуры. Что и будет, я думаю, происходить у нас в массовом порядке.

Тем не менее, подобный способ лечения уже широко применяется в Израиле, Франции, Германии, Польше, Швеции, Дании, в нескольких американских штатах. И мировой опыт показывает, что, как ни странно, химическая стерилизация действительно способна минимизировать вероятность рецидивов среди насильников. Эта мера оказалась настолько эффективной, что регулярно проходящие данную процедуру, вновь совершают преступления лишь в 3% случаев. Поразительно!

Но обратите внимание, что реально работает это только при наличии двух обязательных условий - соответствующем уровне культуры общества и государства, применяющих этот метод, и если решение о стерилизацию было принято самим больным. Ведь даже в Чехии, где практикуют хирургическое решение подобной беды, принцип остаётся тем же - исключительная добровольность.

Потому, что только добровольность является неопровержимым доказательством осознания осуждённым наличия у него болезни и его решительного желания справиться с нею. И это, по сути, важнейшее условия получения таких мизерных, недостижимых при принуждении, 3% рецидивов.

Но наше тоталитарное воспитание требует насилия. Которое, как известно, только и порождает, что новое насилие. И эта цепочка - до сих пор всё никак не разорвётся. Приходится, буквально, уговаривать себя быть милосердным и великодушным. Без устали искать в своей душе хотя бы крупицы любви к заблудшему. Помнить, что зло порождает только зло. И я стараюсь, очень стараюсь всегда помнить об этом. Хотя, не скрою, почитав некоторые уголовные дела на эту тему, иногда так и хочется отменить в Украине запрет на смертную казнь! Ну, хотя бы на минуточку!.. И я такой не один. Удержимся ли мы, вот вопрос?..

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram