«Я обвиняю власть начала 90-ых», - прорычал молодой бизнесмен, потрясая в воздухе вилкой с куском стейка. «Если бы Леонид Макарович не допустил такого попустительства и свободы до уровня беззакония, мы сейчас не оказались бы в таком затруднении. Это все равно, что подливать в стаканы, когда гости уже и так пьяны в стельку!»
«Я уже много раз повторял, мы были первые, опыта не было, не было правильного понимания, строили страну, как могли» - ответил первый президент, пожевывая листик салата. «Откуда нам было знать, как строится демократия и рыночная экономика? Сглаживали все проблемы, как могли, обещали светлое будущее, мол, вот еще чуть-чуть и все образумится». Леонид Макарович сделал глоток вина, из вновь наполненного бокала. «Только представьте, сколько бы было крику, если бы мы отменили такое понятие как «блат», сажали бы чиновников, милиционеров, судей за взятки, штрафы бы высокие установили? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что настоящие злодеи - это бандиты/коммерсанты начала 90-ых; если бы они не развили свои группировки до масштабов отбеленных бизнес-империй и не пустили бы свои метастазы в политику, то проблемы бы не вышли за пределы криминального мира».
«Это нечестно!», - поперхнувшись карпаччо из оленины, тут же воскликнул олигарх. «Время было такое... Предприятия стояли, государство бездействовало, не было никаких четко прописанных правил игры, все выживали, как могли. Мы были вынуждены развиваться ЛЮБЫМ способом – начиная от валютных спекуляций, заканчивая криминалом – дабы не быть «поглощенными» конкурентами. Если бы не коррупция государственных структур по всей вертикали, нам бы пришлось прибегать к таким методам ведения бизнеса».
«Ну конечно, коррупция государственных структур…», - с ухмылкой произнес Леонид Данилович. «Послушайте меня, вы – «бывшие» бандиты – создали эту коррупцию. Хребет государственной вертикали еще не успел окрепнуть, не успел воспитать в себе неподкупность, честность и все прочие цивилизованные качества, как вы пришли с чемоданами долларов. Да и по факту все, что сделал государственный аппарат, это передал экономику в эффективное частное управление. Где это видано, чтоб в рыночной экономике всем управляло государство?! И вообще, пока вы кормили коррупцию, мы ввели национальную валюту, приняли Конституцию, приструнили криминал, ввели упрощенную систему налогообложения и так далее».
«Ага, передали в эффективное частное управление – близкое к Вашей семье», - парировала Юлия Владимировна. «А еще вносили деструктив в демократические принципы, разрушая политические коалиции и силы в своих личных целях, вознося себя выше ситуации и выступая вроде как мудрым судьей. Всю власть под себя подмяли, неугодных давили силой или тюрьмой. Именно при Вас силовые органы превратились в карательные, а налоговая обрела невиданную мощь и силу».
«Вы, Юлия Владимировна, вообще бы помалкивали со своей ЕЭСУ!» – в присущей ему манере вступился главный налоговик второго президента Николай Янович. «Мы наполняли бюджет, платили пенсии и зарплаты учителям, пока вы разворовывали страну. И вообще, при нас страна обрела хоть какую-то стабильность, и все бы шло своим чередом, если бы не помаранчевая зараза».
«Вот уж извольте, Николай Янович, за ЕЭСУ ответственность несут все! Мы же с вами не рядовые граждане... Вы прекрасно понимаете, что между Украиной и Россией своевременные платежи оборотом в 4 миллиарда долларов в 1996-ом году могли обеспечить только два человека» - неспешно накручивая на вилку итальянскую пасту, выпалила Юлия Владимировна и недвусмысленно посмотрела на Леонида Даниловича.
Официант убирал посуду после ужина. От десерта все, кроме Юлии Владимировны, отказались: «Все было очень вкусно, тирамису пожалуйста и водички». «С газом, без?» - спросил официант. Осознав иронию вопроса, Виктор Андреевич хохотнул: «С газом, с газом!»
Почти все согласились, что несколько бутылок Шато Икем станут отличным завершением вечера.
«Эх… Такий шанс прогавили, країна неймовірний імпульс отримала після помаранчевої революції, при бажанні вже б у ЄС увійшли…», - расстроено на выдохе произнес Виктор Андреевич. У всех присутствующих в голове промелькнула эпоха 2005-2010 годов, у кого с печалью, у кого с гордостью, а у кого-то и вовсе с ужасом переходящем в радость, что это все позади.
«Надо было порядок наводить, бандитов в тюрьмы, учить граждан чтить закон, поднять зарплаты чиновникам и силовикам, строить европейское общество, а не делить полномочия: прокуратура тому, минфин тому, СНБО тому... Можно было хоть на 5 лет подписать акт о ненападении и шагать по единой стратегии, когда депутат за президента, президент за премьера, премьер за депутата – горой друг за друга, отстаивая интересы страны в Москве и в Брюсселе», - отказавшись от вина, Арсений Петрович раскуривал сигару.
«Я до последнего верил и делал все от себя зависящее, дабы сломать старую систему. Но что тут поделаешь, если президент назначает премьером уже через полтора года наследника старой системы – Виктора Федоровича», - сказал Юрий Витальевич.
«У мене не було жодних варіантів, з усіх боків тиснули», - оправдывался Виктор Андреевич. «Але ж потім я виправився, розпустив Раду! А взагалі у всьому винуватий Мороз – зрадник! Спочатку політреформу провів, зламав вертикаль влади, а потім в інший політичний табір перебіг!»
«Цели то у вас похвальные, а вот менеджмент оставляет желать лучшего. Вот я, например, в 2005-ом вообще пропал, а в 2010-ом смотрите, сколько голосов у Тимошенко отобрал. Просто менеджеры из вас никакие!», - самодовольно произнес Сергей Леонидович.
«Да, Сергей Леонидович, Вы молодец, а то они бы до сих пор страну разворовывали, раздавали бы «Юлины тысячи», обещали бы золотые горы и членство в ЕС… Да кому мы там нужны?!», - сказал Николай Янович, и попросил официанта принести еще бутылку вина.
«Ну, Вы, Николай Янович, тоже пока без особых успехов и достижений. Реформируете, реформируете, а результатов не вижу. Если результатов не увижу в ближайшее время, то закончите свою политическую карьеру!», - уверенно пугал Виктор Федорович.
«Какие реформы?! О чем Вы?! Что за абсурд?! Пока они там реформируют, вернулась Кучмовская вертикаль, на одного митингующего по 3 милиционера, в налоговой перевыполняют планы, судна с зерном стоят в порту в самый урожайный год, суды выдают решения по звонку с Банковой, маски-шоу стало нормой!!», - громко и с презрением возмущалась Юлия Владимировна.
Официант неловко и тихо кашлянул, протягивая небольшую кожаную папку с солидным счетом за вечернее развлечение. «Я так понимаю, Вы – налогоплательщик?», - спросил Виктор Федорович. Официант кивнул. «Ну, в таком случае, думаю, что Вы заплатите по счету!».
На выходе из ресторана стояло три кортежа, несколько автомобилей представительского класса в эксклюзивной комплектации и два автозака…
P.S. Навеяно статьей Марка Джилберта из Bloomberg...