На балансе этой общественной организации стенд просуществовал до момента распада СССР, после чего благополучно «перекочевал» в собственность уже вновь созданного Общества военных охотников Украины.
В советские времена эта общественная организация была достаточно доходной, у неё были средства и на содержание этого спортивного комплекса, и для проведения на его базе активной спортивной деятельности. Не одно поколение харьковских спортсменов-стендовиков «выросло» на этом стенде. Были и чемпионы СССР, и участники Олимпийских Игр.
Но, к сожалению, в конце 80-х все изменилось. В стране возник кризис и всем, в том числе и военным охотникам, стало не до стрелкового спорта. Последнее официальное соревнование на стенде прошло, если не ошибаюсь, еще в далеком 1990 году. Далее - еще хуже. Развал СССР, кризисные первые годы становления независимой Украины и так далее. Короче говоря, о стрелково-спортивном комплексе практически забыли. Не до стендовой стрельбы тогда было.
Стенд не работал фактически почти четыре года. Кое-как охранялся одним разнорабочим, который «работал» практически без зарплаты, за право «жилья» в одной из хозяйственных пристроек. Все пришло в полную негодность. Старые деревянные постройки конца шестидесятых, метательные машинки «Диана» образца 1975 года, обвалившиеся бетонные перекрытия стрелковых траншей... Типичная картина большинства заброшенных объектов пост-советской эпохи. До сих пор на стенде специально сохранена одна такая траншея, чтобы каждый желающий мог лично удостовериться в том, что все было именно так.
Пришел бы этому спортивному комплексу «полный кердык», если бы в 1993 году не нашлись энтузиасты из числа бывших спортсменов-стендовиков, которые объединились вокруг увлечения стендовой стрельбой и охоты. Решив создать первый в Украине городской охотничий клуб, они обратились к тогдашнему руководству Общества военных охотников Украины с предложением взять стенд в аренду.
Первый состав этого клуба за год-полтора привел стенд в более-менее рабочее состояние. «Подрихтовали» часть построек, восстановили одну стрелковую траншею, из трех старых комплектов метательных машинок «слепили» один рабочий, и стенд стал оживать. Причем, особо надо отметить, что по договору аренды за членами Общества военных охотников было забронировано право бесплатного пользования стендом. Более того, для военных охотников ежегодно (за счет арендаторов и на их патронах) проводился чемпионат Харькова.
Постепенно, за следующие 7-8 лет, жизнь на стенде возобновилась. Стараниями этих энтузиастов на стенде стали собираться все, кто увлекался стендовой и пулевой спортивной стрельбой. Лично я присоединился к этому коллективу только в 1998 году.
Но время «берет свое». К средине 2000-го года, даже при всем старании арендаторов, стенд пришел в критическое состояние настолько, что его дальнейшее использование было уже опасно для людей, которые там находились. Полной реконструкции требовали практически все здания. Ресурс всей техники был использован на 500%. Для сохранения работоспособности стенда нужны были вложения, сопоставимые с постройкой нового комплекса.
Перед членами клуба встал вопрос о прекращении аренды и постройке нового стенда. У самих же членов Общества военных охотников средств не было вообще. Понимая, что самим им этот объект не сохранить, и что через несколько лет он может полностью развалиться, военные охотники предложили нам, членам клуба, выкупить стенд. Обращаю особое внимание на этот факт. Не мы попросили, а нам предложили.
В результате, пройдя все инстанции, от решения Правления харьковского Совета общества, заканчивая решением Правления и конференции Центрального Совета общества военных охотников Украины, был заключен и выполнен договор на покупку комплекса построек и оборудования стенда между военными охотниками и компанией «Хантер», которую создали мы, члены клуба.
На этом можно было бы и закончить историю о том, как «некие мошенники и проходимцы украли учебный корпус у военных харьковского гарнизона и помешали учебному процессу и боевой подготовке военнослужащих Украины». Тех самых военнослужащих, которых на залютинском стенде никто отродясь не видел, начиная с 1964 года. И тех самых учебных корпусов и помещений, которых отродясь там никто не строил. Но «картина маслом» будет не полной, если не продолжить эту историю до наших дней.
За следующие пятнадцать лет, за счет своих личных средств и за счет своего личного времени, мы полностью реконструировали этот спортивный комплекс. К «чертовой бабушке» были официально демонтированы все сараи и старые постройки. Постепенно за это время закуплено новое и современное оборудование. Полностью восстановлены две старые траншеи, построены два новые стрелковые комплексы, стрелковый снайперский рубеж, тир, два комплекса практической стрельбы (новая олимпийская дисциплина), административное здание, учебный класс, складские и производственные комплексы. Благоустроена территория стенда и прилегающие площади. За это время энтузиастами стрелкового спорта в стенд вложено несколько (и довольно много) миллионов гривен. И при всем этом стенд был и остается спортивным объектом, не приносящим ни копейки прибыли. С 1993 года стенд находится на дотации. И не государства, а частных лиц.
В результате город имеет спортивный комплекс по стендовой стрельбе и практической стрельбе современного олимпийского стандарта. В Харькове, никогда ранее не знавшем в своей истории ни одного официального соревнования (!), с 2013 года стали проводиться этапы чемпионата и Кубка Украины по стендовой стрельбе. Стенд стал одной из основных баз по подготовке членов сборной Украины по стендовой и практической стрельбе. С прошлого года он включен в официальный реестр спортивных сооружений Украины олимпийского образца. На стенде постоянно тренируются военнослужащие спецподразделения ВСУ и Национальной гвардии, снайперы, спецподразделения СБУ и МВД. Кто хочет убедиться в том, что это правда - добро пожаловать.
Простой вопрос: кому от этого плохо? Не знаете? Тогда расскажу эту историю дальше.
В мае 2008 года в Харьков приехала большая делегация высоких военных чинов Министерства обороны Украины, которые оказались большими поклонниками «охоты и шестого вопроса на природе». Так уж случилось, что тогдашнее руководство общества военных охотников отвечало за «культурную программу» этой делегации и обратилось к нам с просьбой принять «высоких гостей». Только вот закончилось это посещение совсем не так, как мы ожидали.
Увидев на месте старого разваленного стенда хороший современный объект и «правильно оценив» его расположение (к тому моменту вокруг территории стенда уже вырос современных коттеджный поселок), «высокие» чины из Киева посетила гениальная «мысль». Буквально через две недели «нарисовался» гонец из Киева, который предложил внести изменения в состав владельцев ровно на 51%, уменьшить площадь стенда ровно в три раза и вообще его перенести в другое место «за кольцевую», а землю запустить под участки для коттеджей военных чинов. Кто помнит цены 2008 года на землю в хорошем месте, представляет, сколько можно было заработать на участке в 4,5 га. В случае отказа, было «обещано» вообще все забрать. Куда они были посланы со своей «идеей» можете представить, исходя из того, что до сих пор стенд благополучно существует на своем старом месте.
И вот с тех пор и длится эпопея войны с чиновниками Минобороны и военной прокуратуры. Меняются министры и прокуроры, но «идея коттеджного поселка» продолжает жить в чиновничьих головах. За семь лет выиграно более 10 судов разных инстанций. Суд признает нашу правоту, а военные прокуроры снова выдумывают какое-то новое дело. Вот в прошлом году выдумали новую «мульку» с отобранной у военных учебной базой, в результате чего «полностью потеряна боеспособность армии Украины».
Уже прошло более 12 (!) судов разных инстанций. В сентябре снова новый «перл» от судебно-прокурорской «бригады»! Оказывается, в 2001 году («задним числом», через год после продажи объекта) была создана какая-то структура, куда в 2001 году, якобы, передали этот стенд. И теперь её интересы активно защищает прокуратура. Оказывается, что земля под стендом «типа не городская, а военная, по документам 1956 года. И город, оказывается, по логике военно-прокурорских чинов не имеет на неё права. А то, что в 1964 году военные отказались от неё и передали городу для общественной организации (все документы есть!) - ничего не значит. И что самое интересное, оспаривает прокуратура только участок под стендом. А вот «соседний» участок под гаражным кооперативом, который был отдан военными в начале 90-х, и где располагаются гаражи многих военных и прокурорских чинов, не оспаривается. Хотя передача участка в аренду стенду и гаражному кооперативу прошла абсолютно одновременно и одинаково!
Такие вот «двойные стандарты» принципиальности. Вот так и живем, «собака лает, а караван идет».
P. S. Могу понять действия чиновников, живущих мечтой о земельных участках под коттеджи. Могу понять прокуроров, которым надо любой ценой защитить корпоративную честь мундира. Не оправдать их действия, а понять их мотивы.
Но вот неких «интернет-разоблачителей» понять не могу, при всем желании! Могу только предположить, сколько стоит такая «принципиальная честность» и кто её «попросил проявить».
Парень, эти деньги тебя не спасут, а ответить за них придется по полной программе. Не тут, а ТАМ. Не помню точно, кто сказал, поэтому просто цитата без авторства: «Когда в человека кидаешь грязью, помни, что до него она может не долететь. А на твоих руках останется».