Изначально коалиционный Кабмин стал предметом компромисса – нормальная мировая практика. Однако, ему не удалось избавиться от родимых пятен украинской политики: при распределении квот главным критерием стал не профессионализм, а протекционизм. Естественно, сформированное подобным образом правительство обречено на неуспех (в этом смысле слова Яценюка о "Кабмине камикадзе" оказались пророческими).
Боле того, любые изменения в его составе диктуются не объективной необходимостью, но согласием "акционеров". Так, для увольнения заподозренного в коррупции экс-министра экологии Игоря Шевченко, Арсению Петровичу понадобилась не одна неделя. Распрощаться с министром энергетики Владимиром Демчишиним, с которым отчаянно конфликтует с первого дня, он не может до сих пор. Еще в начале лета подал в отставку глава Минздрава Квиташвили – работает до сих пор.
В теории, эти "акционеры" – члены парламентской коалиции. На практике, главный акционер – Банковая. Именно по ее квоте на Грушевского зашли не только представители БПП, но и все иностранцы. У самого Яценюка всего четыре министра, "Самопомощь" от представительства во власти сознательно отказалась, а у "Батькивщины" и радикалов оно весьма скромное.
Отношения Банковой с Арсением Петровичем сейчас диктуются логикой осенней кампании. В выборах "Солидарность" и НФ примут участие вместе – уже договорились. Пропорция – 75 на 25. Хотя, опыт "Удара" Виталия Кличко показывает: если изначально договоренность "50 на 50", очень скоро она может трансформироваться в "70 на 30". Так что не удивлюсь, если "фронтовые" 25 сократятся до 20, а то и до 15. Ведь "Солидарности" в свои "75" предстоит вместить еще остатки упомянутых "кличковцев".
Важная деталь: по версии "фронтовиков", их союз с Банковой "по умолчанию" подразумевает сохранение кресел за Арсением Яценюком, а также его министрами. На Банковой в ответ только загадочно ухмыляются – для них это вовсе не очевидно. Разве что в отношении Арсения Петровича. Союз с которым уничтожит его как потенциального политического конкурента Петру Порошенко, "Народный фронт" тоже уничтожит (доказано, опять-таки, "Ударом"). Значит, партия власти в стране останется одна – "Солидарность". И именно она – в обход условностей парламентской коалиции – получит карт-бланш для апгрейда Кабмина.
Конечно, конкретные параметры обновленного Кабмина сильно зависят от результатов местных выборов, которые для президентских сил ничего хорошего не обещают. Вообще, единственные, кому выборы сейчас выгодны – "Самопомощь" и "Батькивщина". Только они, согласно всем социологическим опросам – открытым, закрытым, штабным и т.д., демонстрируют тенденцию к росту. Следовательно, именно с ними, своими партнерами по коалиции, власть станет сражаться на местных выборах прежде всего. Парадокс? Нет, реалии украинской политики.
Оптимистичны показатели "Оппозиционного блока", но судя по ряду косвенных признаков, с властью они будут не столько воевать, сколько сотрудничать. Разумеется, негласно. Как минимум – на этапе кампании. Власть, в свою очередь, заинтересована в максимальном размывании голосов абсолютно всех конкурентов – как из одного, так и другого лагеря. С этой целью создается или "подтягивается" к сотрудничеству ряд технических и сателитарных проектов. Где-то это будет "Возрождение" Виталия Хомутынника, где-то – "мэрская" партия "Наш Край", отбирать голоса "Самопомощи" во Львовской области станет Дмитрий Добродомов, давно и прочно водящий дружбу с замглавы АП Виталием Ковальчуком, ну и т.д. Для каждого региона найдутся свои "герои".
Банковую можно понять: для нее эти выборы – тест на состоятельность. Пожалуй, еще не случалось в украинской истории местных выборов столь значимых. Потому что, если вдруг получится так, что в доброй части регионов контроль над облсоветами получат противники действующей власти, досрочные парламентские и даже, возможно, президентские выборы можно считать делом решенным. Ставки слишком высоки.