Что происходит. Людям говорят: вы – бедные, а бедность должна уважаться, бедность дает вам привилегии. А вот когда-то, когда государство сделает нас богатыми, можно и законы начать соблюдать. Выученная беспомощность – сладкое болото пост-советских стран, хорошо известное социологам.
Но защита интеллектуальной собственности и является фундаментом для богатства! Для благосостояния общества нужны патенты и ноу-хау, нужно производить и передавать знания, нужны культурные продукты, нужны те, для кого создание такого продукта является основной работой.
В 1710 «Устав Анны» зафиксировал это понимание: «в интересах побуждения ученых людей к составлению и писанию полезных книг» он давал авторам простое право: полностью распоряжаться своим произведением, в том числе продавать его. Возникло понятие «интеллектуальной собственности».
(Только не нужно рассказывать, что есть авторы, а есть правообладатели, и первые ищут только вдохновение и признание, а вторые – беспринципные барыги. Автор – физическое лицо – передает правообладателю – юридическому лицу – право на распоряжение своим произведением с целью заработка для него, автора).
Концепт защиты ценного для общества человека, своим творчеством двигающего вперед прогресс, появился затем в Американской конституции в 1787 году: «Поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на их произведения и открытия». А «всё вокруг народное, всё вокруг моё» – это принцип из Советского союза, который выпускал на звукозаписывающей фирме «Мелодия» песни Beatles без всяких отчислений авторам. Потому что негоже потакать буржуазным ценностям.
Сегодняшняя международная система защиты прав интеллектуальной собственности дает тем, кто потратил усилия и деньги на производство интеллектуального продукта, исключительное право распоряжаться им. Хочет – выкладывает в свободный доступ. Не хочет – не выкладывает. И авторам такой подход нравится до курьеза: в 2012 году член исполнительного комитета Партии Пиратов Германии Джулия Шрамм, написав книгу и выпустив ее в издательстве Random House, начала преследовать по закону тех, кто выкладывал ее книгу в сеть без ее разрешения. Хотя до этого тоже считала, что информация должна принадлежать народу.
Один из признаков психологии бедности – это стремиться не к тому, чтобы доходы соответствовали потребностям, а подстраивать обстоятельства под имеющиеся доходы. В данном случае – сдерживать тех, кто хочет создавать и зарабатывать, чтобы не обидеть «бедных». Стабильность бедности. «Мы слишком бедные, поэтому государство должно обеспечить нам развлечения, больше выбор, последние новинки, всё и сразу».
Украинцы, нам нужно развивать легальный бизнес, который создает рабочие места, платит зарплаты, продает за границу не лес-кругляк, а продукт с высокой добавленной стоимостью. И деньги появятся.
Без защиты авторского права невозможно существование и развитие сегодняшней технологической экономики: литературы, музыки, кино- и телепроизводства, науки и техники, маркетинга и многого другого, без чего Украина навсегда станет производителем производителем и экспортером сырья. Причем низкоэффективным, поскольку для высокой эффективности нужны новые технологии, а это уже – та самая интеллектуальная собственность, которую нужно защищать. Видимо, борцы с защитой интеллектуальной собственности видят в нас только дешевую рабочую силу, способную к неквалифицированному труду. А не людей с огромным творческим потенциалом, которыми украинцы, безусловно, являются.