Итак, в “Государе” Макиавелли есть несколько глав о том, как удержать власть в государствах, “приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы”, “о тех, кто приобретает власть злодеяниями”. Я собрала несколько цитат Макиавелли, которые могут быть полезны Президенту:
“В этих случаях [приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы] государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью, то есть от двух сил крайне непостоянных и неприхотливых; удержаться же у власти они не могут и не умеют. Не умеют оттого, что человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться повелевать; не могут оттого, что не имеют союзников и надежной опоры.”
“Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах”.
Можно ли назвать Путина союзником и надежной опорой? Ну уж нет! Можно ли назвать олигархов Украины союзниками и надежной опорой? Ну может быть, ситуативными союзниками, до тех лишь пор пока сделка с Россией даст передых и старые рынки. Но вот опорой, вряд ли, потому как олигархи не дураки и точно понимают, что Путин – не Робин Гуд. Члены фракции Партии Регионов? Техническая опора в парламенте, но не союзники, так как часто “семья” последнее время претендует на “ихнее”. Как ни парадоксально, именно Майдан стал самым эффективным союзником для того, чтобы “додавить” Путина и получить хоть и не ту, что ожидалась народом Украины сделку, но все же выгодную самому Президенту. Тем, кто не верит в то, что именно майдан помог президенту, а не его советники, гонцы и т.д. прошу ответить чего же наш Президент так и не преуспел с переговорами на российском фронте за последние 3 года? Так, может, стоит нашему Президенту одуматься и пойти на встречу Майдану в награду за добрую службу волею судьбы или фортуны – отпустить со службы тех, кто уж точно сегодня олицетворяет все анти-государственное? Есть министры, которых откровенно ненавидят все. Их служба Президенту непостоянна и все равно не приведет к добру для Украины. Они не опора и не союзники. Они вассалы того, кто волею фортуны при власти. Отставка министров, которые виноваты в жестокости может уберечь и самого Президента от жестокости народа. Кстати, о жестокости.
“Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хорошим, — когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже”.
Предположим, что себе Президент смог хоть как-то объяснить жестокость в отношении очень сильной женщины – главной полит-заключенной страны. Это, хоть и нечестная, но все же игра с равным политическим оппонентом. Очевидно, слишком большая была гамма чувств перед этой женщиной. Очевидно, Президенту в тот момент опять же было все равно, что это решение отбросило страну на десятилетия и забрало шанс нормально договориться с ЕС. Но как объяснить себе, миру и всем в твоей стране жестокость беркута по отношению к студентам и протестантам на Банковой, а потом и тем, кто был на Майдане? Да никак! Каковы соображения безопасности это диктовали? Да никакие!
“... тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид. Так что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное для государя — вести себя с подданными так, чтобы никакое событие — ни дурное, ни хорошее — не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.”
Майдан можно обвинить в отсутствии единого плана, одного лидера, единой тактики, в неидеальных условиях и т.д. Но чего не отнять у Майдана – это решительности и упорства. Она растет с каждым днем. Каждое сообщение о запросах МВД, о странных визитах ГАИ только укрепляют эти чувства.
Я точно не пекусь о судьбе сегодняшнего Президента, я волнуюсь, что у Украины так и не будет Государя, который сможет и власть достойно удержать, и внешним врагам противостоять, и страну наконец-то вывести на путь развития. В эти предрождественские дни по христианскому календарю я загадала желание – пусть Президента озарит идея сделать “чудо”. Не ради нас, страны, так хоть ради себя – отправить в отставку правительство, повиниться перед народом, остановить поползновения своих псов раздирать страну на части и преследовать народ … начать делать добро пока не поздно. Не слышит нас, так, может, к Макиавелли прислушается.