Основной задачей создаваемого банка правительство видит реализацию долгосрочных проектов модернизации производственных мощностей. Что касается отраслей, то это – авиастроение, судостроение, ракетно-космическая отрасль, машиностроение. Правительство также отмечает важность реформ в топливно-энергетическом комплексе, ЖКХ, транспортной инфраструктуре. Как видим, направления, которые без господдержки и финансирования государства едва ли могут быть реализованы.
Итак, государственный банк развития планируется как банк первого уровня, т.е. предоставляющий ресурсы коммерческим банкам. Такая схема рефинансирования работает по программе Государственного ипотечного учреждения. Кстати, данная программа – ГИУ - изначально создавалась для предоставления возможностей доступного кредита для граждан. Ещё недавно, когда процентные ставки по ипотечным программам коммерческих банков были в пределах 21-25% годовых, получить кредит по программе рефинансирования ГИУ можно было под 15% годовых. ГИУ фондируется за счёт размещения своих облигаций. В конце прошлого года ГИУ повысило ставку рефинансирования с 11% до 18% годовых. К слову, в декабре ипотечному учреждению не удалось в полном объёме разместить свои ценные бумаги, доходность по которым декларировалась уже на уровне 14,3% годовых. Таким образом, ставки по программе рефинансирования ГИУ с учётом маржи коммерческих банков выросли.
Т.е. для госбанка развития нужен более дешёвый источник ресурсов, нежели тот, который можно привлечь путём размещения ценных бумаг. Размещение ценных бумаг под госгарантии на внешних рынках также не выглядит перспективным в виду того, что эти ценные бумаги смогут отвлечь ресурсы от других еврооблигаций Украины. Здесь вопрос экономической целесообразности для государства в целом, в условиях мирового кризиса и наличия лимитов у инвесторов в отношении Украины, о наращивании объёмов привлечения речь не идёт.
Создание нового Государственного банка развития в рамках запланированной правительством активизации развития экономики не поможет экономическому росту Украины.
— Анастасия Туюкова, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital
Что же остается? Два источника – долгосрочное рефинансирование Нацбанка и средства бюджета. Однако в нашем госбюджете сейчас и без того существует дефицит, т.е. едва ли можно рассчитывать на то, что средства будут изыскиваться за счёт увеличения расходной части. Скорее за счёт оптимизации расходов – пути, по которому приходится идти всем в условиях экономической нестабильности.
Институты развития нацмасштаба представляют собой эффективный инструмент реализации социально-экономической политики государства. Они широко распространены, поскольку имеют ряд преимуществ перед традиционными механизмами господдержки экономики. В зависимости от приоритетов, которые ставит перед собой правительство, нацбанки развития могут иметь определённые цели и задачи. К примеру, Банк развития Китая был создан с целью обеспечения социально-экономического развития страны в сферах инфраструктуры, городского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, образования, здравоохранения и защиты окружающей среды. Параллельно в Китае работает ещё два банка развития – экспортно-импортный и сельскохозяйственный. В Японии готовится к приватизации Японский банк развития, который был образован в целях реализации приоритетных направлений экономической и социальной политики государства, истоки которого идут с послевоенных лет. В Канаде функционирует Канадский банк развития бизнеса — акционерное общество со 100-процентным государственным участием. Миссия Канадского банка развития бизнеса состоит в содействии созданию и развитию малых и средних предприятий посредством финансовой поддержки, включая венчурное финансирование.
Примеры удачной реализации и функционирования госбанков развития есть, так что при грамотном подходе такая система может работать.
Высоких доходов!