Уже не имеет значения, что говорят эксперты. Но вот авторитетный человек, известный экономист, бывший министр экономики Виктор Суслов объясняет: блокада в Донбассе имеет политические причины и преследует политические цели. «Показать всему миру, что действующая украинская власть — и президент, и правительство — не управляют страной, не контролируют ситуацию…Весь мир видит, что в Украине есть незаконные вооруженные формирования, что в Украине есть группировки людей, которым позволено открыто нарушать действующее законодательство, что в Украине не работает правоохранительная система, не работает судебная система. Собственно, не работают все основные институты государственной власти», - говорит Суслов в интервью. Он приходит к очевидному выводу: «Я бы сказал, что цель блокады — делегитимизация действующей власти. И она достигается». Но средства, которыми достигается такая цель, - экономические. Люди с оружием, затеявшие политические игры с блокадой, совершенно не ориентируются в экономических процессах, а поэтому не представляют себе, насколько масштабными и необратимыми могут быть последствия их действий.
Например, депутат от «Самопомощи» Семен Семенченко на своей странице в Facebook радостно сообщает, что «АрселорМиттал Кривой Рог» (бывший комбинат «Криворожсталь») закупает кокс за рубежом. И с издевкой рекомендует другим металлургическим предприятиям последовать этому примеру…
У депутата могут быть свои представления о том, что такое кокс и сколько он стоит – современные словари приводят с десяток значений этого слова. На всякий случай уточним: кокс – это вид твердого топлива, использующийся в металлургии, он производится из угля на коксохимических заводах. Украинская металлургия всегда была одной из ведущих, бюджетообразующих отраслей экономики, пока предприятия обеспечивались относительно дешевым коксом отечественного производства.
По данным Минэнерго, в 2016 году из добытых в стране 40,8 млн.тонн угля 8,3 млн.тонн составлял коксующийся уголь. Для производства 1 тонны кокса необходимо 1,3-1,4 тонны коксующегося угля. В прошлом году у нас было произведено 12,7 млн.тонн кокса. Цифры свидетельствуют, что собственным сырьем для производства кокса Украина обеспечена только на 50%. Половину приходится импортировать – в 2-3 раза дороже отечественного сырья.
У «АрселорМиттал», выкупившей «Криворожсталь», есть представительства в 60 странах мира и свои схемы поставок сырья и топлива. Но другие украинские предприятия работают с углем отечественной добычи и с коксом украинского производства. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что стоимость сырья прямо влияет на цену конечной продукции. И если ранее главным конкурентным преимуществом украинской металлургии на международных рынках являлась цена, то импорт дорогого сырья уничтожит это преимущество. Продукция станет неконкурентоспособной – металлургические комбинаты остановятся.
В этом – самый простой ответ депутату Семенченко на его вопрос о том, почему бы всем украинским металлургическим предприятиям не покупать кокс за рубежом. Без дешевого отечественного сырья не будет продукции, обеспечивающей госбюджет валютой, а без валютной выручки не будет и тех статей бюджета, за счет которых существуют, в частности, и депутаты. Некоторым вскоре придется курить в стороне бамбук, размышляя, как так получилось…
Мечтают ли Семен Семенченко и его соратники превратить Украину в классическую «банановую республику», или нет, но к тому идет. Остановиться могут стратегические предприятия, в госбюджет не поступит несколько миллиардов долларов, без работы останутся десятки тысяч человек, без средств к существованию – сотни тысяч. Кроме того, Украина, отдавшая уже тысячи жизней за восстановление своей территориальной целостности, может по живому отрезать Донбасс…
До сих пор кровеносными сосудами, соединявшими украинскую землю с временно неподконтрольными районами, были производственные связи. По ту сторону линии разграничения остались крупнейшие украинские предприятия. Из списка видно их значение для экономики Украины:
1. ПАО «Енакиевский металлургический завод» - 6,7 тыс. сотрудников. На 2017г. запланировано производство 2,4 млн.тонн стали, ожидаемая валютная выручка - 0,7 млрд.долл. В прошлом году оплата налогов в бюджет Украины составила (без НДС) 372 млн.грн.
2. ПАО «Алчевский металлургический комбинат» - 11,5 тыс. сотрудников. Запланировано производство 2,8 млн.тонн стали, ожидаемая валютная выручка 0,82 млрд.долл. В прошлом году сумма уплаченных в украинский бюджет налогов (без НДС) составила порядка 410 млн.грн.
3. Металлургический комплекс ЧАО «Донецксталь – металлургический завод» - 4,5 тыс. человек. Ожидаемая валютная выручка в текущем году 0,36 млрд.долл., оплата налогов в 2016 году (без НДС) - порядка 160 млн.грн.
4. Енакиевский коксохимический завод – 1,2 тыс. сотрудников. На текущий год запланировано производство 0,46 млн.тонн кокса. Оплата налогов в 2016 году (без НДС) - 92 млн.грн.
5. ПАО «Краснодонуголь» - 9,8 тыс. сотрудников. Запланировано производство угольного концентрата (коксующиеся марки) в объеме 1,6 млн.тонн. Оплата налогов в 2016 году (без НДС) составила 435 млн.грн.
6. ПАО «Харцызский трубный завод» - 1,4 тыс.сотрудников. Запланировано производство 120 тыс.тонн труб большого диаметра, ожидаемая валютная выручка в 2017 г. – 0,1 млрд.долл. В прошлом году оплата налогов (без НДС) составила 46 млн.грн.
7. ПАО «Комсомольское рудоуправление» - 1,8 тыс. сотрудников. Производство 2,6 млн.тонн известняков. Оплата налогов в 2016 году (без НДС) - 66 млн.грн.
Алчевский меткомбинат уже остановился. Енакиевский металлургический завод и объединение «Краснодонуголь» - следующие. Участники блокады хотят, чтобы закрылись все? Подсчитаем, что в итоге получит Украина: уменьшение объема валютной выручки – около 1,5 млрд.долл. за текущий год; недополучение налогов на сумму порядка 1,6 млрд.грн.; потеря около 45 тыс. рабочих мест (включая транспорт и другие смежные отрасли). Плюс – удар по железнодорожной отрасли (снижение объема перевозок на 17 млн.тонн) и по портам (уменьшение объемов перевалки металлопродукции на 3,5 млн. тонн).
Все это, напомним, – только о той части украинских предприятий, которые остались на неподконтрольной территории. Вторая часть – с этой стороны линии разграничения. Здесь последствия зависят от того, будет ли работать Авдеевский коксохимический завод. Его директор Муса Магомедов говорит, что на фоне обстрелов города боевиками участники блокады нанесли «удар в спину».
Дело в том, что предприятие снабжается электроэнергией с Зуевской ТЭС, которая расположена на неподконтрольной территории. Эта тепловая станция работает на газовом угле, который до начала блокады поставлялся из Днепропетровской и Донецкой областей (из Павлограда и Доброполья). «Прекращение поставок угля на Зуевскую ТЭС означает ее остановку, город и окрестности останутся без электро- и теплоэнергии, дальше последует резкое снижение производства на Авдеевском коксохимическом заводе», - пояснил Магомедов.
Если завод в Авдеевке не будет отключен от электричества, то из-за блокады поставок угля с неподконтрольной территории объем производства кокса на украинских предприятиях снизится на 1 млн.тонн за год. Из-за снижения объема поставок флюсов с Комсомольского рудоуправления (на неподконтрольной территории) уменьшится на 1,7 млн.тонн за год производство чугуна на металлургических предприятиях Мариуполя и Запорожья. Это - потеря валютной выручки на сумму примерно 0,6 млрд.долл.. А также сокращение численности сотрудников в связи со сниженной загрузкой на 3 тыс.человек. И – снижение объема железнодорожных перевозок на 12 млн.тонн, перевалки металлопродукции в портах Украины на 3,5 млн.тонн.
Еще более тяжелые последствия будут в случае, если Зуевская ТЭС, не получая уголь с подконтрольной Украине территории, не сможет обеспечивать электричеством Авдеевский коксохим. Тогда с нашей стороны от линии разграничения остановится ряд предприятий, которые не могут работать без поставок кокса:
1. Собственно Авдеевский коксохимзавод – это 3,9 тыс.сотрудников. Запланировано на 2017г. производство кокса в объеме 3 млн. тонн. Уплаченная в прошлом году сумма налогов (без НДС) - 188 млн. грн.
2. Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича – 17 тыс. сотрудников. Запланировано производство 4,5 млн.тонн металлопродукции, ожидаемая валютная выручка в 2017 г. порядка 1,2 млрд.долл. Оплата налогов в 2016 году (без НДС) - 1,15 млрд. грн.
3. ПАО «Днепровский металлургический комбинат» - 10,8 тыс. сотрудников. Запланировано производство 3,1 млн.тонн стали, ожидаемая валютная выручка – 0,83 млрд.долл. Оплата налогов в 2016 году (без НДС) порядка 630 млн.грн.
Кстати, меткомбинат «Азовсталь» (Мариуполь), по словам гендиректора Энвера Цкитишвили, работает на 55% своей мощности – при наличии заказов на 85% загрузки. Если сократить или закрыть производство вынуждены будут все, валютная выручка сократиться на 2 млрд.долл., поступления в госбюджет уменьшатся примерно на 2 млрд.грн. На мирной территории Украины будет сокращено 29 тыс.рабочих мест: в Мариуполе, Авдеевке, Кривом Роге, по всему востоку страны начнутся «бунты пустых кастрюль», которыми неминуемо воспользуется внешний враг…
Это трудно представить, но на самом деле последствия будут еще более катастрофическими, они не ограничатся ни одной отраслью, ни территорией половиной страны. Ведь в целом, если сложить нанесенные блокадой потери от остановки предприятий по обе стороны линии разграничения, получим сокращение 75 тыс.рабочих мест, снижение объема валютной выручки на 3,5 млрд.долл., уменьшение поступлений в бюджет на 3,57 млрд.грн. Каким будет курс гривни к концу года – можно только гадать. А какими будут показатели инфляции, цены? Насколько снизятся реальные доходы людей во всех регионах страны? Как отреагируют украинцы (сейчас, по данным КМИС, 48,5% общества готовы принимать участие в акциях протеста, 45,6% не готовы, 5,9% не определились)?..
Все согласны: третий майдан уничтожит страну. Но кто-то планомерно разрушает экономику, чтобы спровоцировать восстание. Рядовые граждане не могут ничего предпринять в этой ситуации. Но власть обязана не допустить катастрофического сценария, в котором заинтересованы две стороны – внешний враг и наши псевдопатриоты-популисты, которые думают, что все знают о коксе, и что их «знаний» достаточно, чтобы управлять одним из крупнейших и промышленно развитых государств Европы.