Яценюк, которого многие прочили первым номером Блока Порошенка, все таки решил идти на выборы самостоятельно, возглавив список собственной партии Народный Фронт. Но предупреждая обвинения в расколе правящей сегодня коалиции, он прямо заявил, что готов и дальше работать с Порошенко и формировать правительство.
Но у президента пока молчат. Не секрет, что Порошенко не прочь полностью контролировать парламент и иметь во главе Кабмина “своего человека”.
Вряд ли после ряда кадровых провалов типа Яремы и Гелетея, Порошенко рискнет назначить на премьерский пост Кличко или Луценко. Сложно представить себе, например, переговоры с миссией МВФ этих двоих персонажей. Боюсь, тогда денег никто не даст. А это серьезный риск.
Но у Порошенко в рукаве свой джокер: винницкий мэр Владимир Гройсман, который полгода имел возможность поучиться у Яценюка на посту вице-премьера и министра по региональному развитию. С децентрализацией, правда, пока не получилось, но хоть какое- то понимание, что такое правительство, у Гройсмана появилось.
На самом деле, Гройсман - скорее бизнесмен, не имевший достаточно времени на хорошее образование, ведь уже в 16 лет он числился директором одной из отцовских фирм. Образование получил в Межрегиональной академии управления персоналом за два года. Как мэр Винницы, он был относительно неплохим управленцем. Но не более. Ведь даже министерство ЖКХ и регионального строительства – не его уровень.
Но самое главное для президента, Гройсман - это его человек. И это очень типично для Порошенко - назначать людей, которыми он может управлять настолько, чтобы править страной самостоятельно. И в этом самая большая опасность. Ведь в случае, если Порошенко получит результат, озвучиваемый сегодня социологами, да еще и выиграет во многих мажоритарных округах, он сможет получить самостоятельное большинство в Раде. И концентрацию власти, которой не было еще ни у одного президента.
При наличии собственного большинства, у Порошенко будет и контроль над парламентом, и свой премьер, благодаря которому президент фактически будет управлять исполнительной властью. Тогда и Конституцию менять не обязательно – видимо, поэтому и разговоры о конституционной реформе совсем поутихли. Это, конечно, можно объяснить тем, что для реформ нужно избавиться от противостояния по линии президент - премьер-министр. Но пока что вовсе не Порошенко является «локомотивом» для тех немногих намеченных реформ. К тому же, уже сейчас есть масса вопросов к качеству этого будущего большинства – оно, по сути, может снова оказаться консервативным «болотом». И голосовать даже за «президентские» реформы будет только под страхом роспуска парламента или «народной люстрации».
И кто б сколько не говорил об опасности монополизации власти и то, что эти попытки в Украине всегда приводили к революциям, он вряд ли будет услышан на Банковой.
Порошенко молчит…