ГлавнаяБлогиБлог Льва Парцхаладзе

Школа и толерантность: пути решения

Пока в Рио на Паралимпиаде-2016 украинские спортсмены полным ходом добывали для страны медали, а украинцы, прилипнув к экранам, восхищенно следили за успехами паралимпийцев, в Броварах происходила совершенно возмутительная, на мой взгляд, история. В одной из школ родители первоклассников написали директору письмо с требованием убрать ребенка с особенными потребностями из их класса. Это вызвало широкий резонанс и бурю возмущений. Позже родители, подписавшие обращение, оправдывались, что, мол, ставили подписи не за изгнание ребенка, а против присвоения классу статуса инклюзивного, опасаясь, что это, якобы, аукнется им в будущем. В итоге, родителям объяснили, что учебная программа никак не повлияет на уровень обучения их детей и ребенок остался в том же классе. Инцидент был исчерпан.

Но, как говорят, ложечка нашлась, а осадок остался. К тому же, это не единичный случай. И не только в нашей стране.

Фото: Макс Требухов

Выходит, мы боготворим людей с особенными потребностями, когда они завоевывают для страны медали и их показывают по телевизору, но не замечаем рядом с собой в повседневной жизни. А если и замечаем, то сторонимся.

В этом году украинским паралимпийцам удалось не только с триумфом  выступить в Рио, но и, во многом, изменить отношение граждан к людям с ограниченными возможностями. Общественность вдруг осознала, что эти люди такие же, как они, а в некоторых аспектах даже лучше. Меня очень порадовал тот факт, что СМИ и спортивные комментаторы на Паралимпиаде-2016 ни разу не назвали спортсменов инвалидами. Таким образом, они тоже приложили руку к тому, чтобы человечество стало толерантнее.

Ни один родитель не назовет своего ребенка инвалидом. Он скажет, что у него ребенок с особыми потребностями или с ограниченными возможностями. Они, в первую очередь, дети. Помещать таких детей в отдельные классы – это, априори, проводить черту между «ними» и «нами». Ребенок с особыми потребностями может решить, что он хуже, второго сорта, а это лишь занизит самооценку и ожесточит. Остальные дети такое размежевание оценят «со своей колокольни» и эта оценка, отнюдь, не будет позитивной. Поэтому, если ученики, к которым природа оказалась менее щедра, будут учиться в одном классе с остальными школьниками, это будет только на пользу воспитанию толерантности.

Одним из вариантов решения данной проблемы может стать Новая Образовательная Платформа #НОП, которая набирает обороты на базе обыкновенной сельской школы в Киевской области и показывает хорошие результаты. В рамках ее реализации, есть идея проводить онлайн-трансляцию уроков. Это даст возможность детям, которые в силу физических причин не могут посещать школу,  все же присутствовать на уроках и чувствовать себя частью класса: общаться с одноклассниками, слушать учителя, задавать вопросы.  К тому же, ученикам, находящимся на больничном, онлайн-уроки тоже будут полезны – не придется впоследствии мучительно наверстывать упущенное. Надеюсь, идея будет реализована в ближайшее время, и остальные школы ее подхватят!

Дети – наше будущее. Каждый ребенок заслуживает быть счастливым. Уверен, что ситуациям, похожим на ту, что случилась в Броварах, не место в нашей стране. Мы живем не в древнегреческой Спарте и не во времена Третьего Рейха, а в современной Украине. И только при условии равного обращения к каждому гражданину мы сможем построить процветающую страну.

Лев Парцхаладзе Лев Парцхаладзе , Замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter