В Израиле на сегодняшний день уже апробирована методика создания безопасных городов. Причем, она была отработана как на уровне маленьких городов, где основной проблемой всегда оставалась бытовая преступность, правонарушения среди подростков и юношества, внутрисемейные конфликты, так и в крупных городах, с присутствием серьезного криминалитета, и угрозой террористических атак.
В каждом из таких городов, конечно, методика была разной, что теперь хорошо для того, чтобы создавать и эксплуатировать ее в Украине. Есть мнения, что достаточно установить камеры видеонаблюдения, и это уже само по себе, в определенной степени, поможет снизить криминальное напряжение. Не совсем так. В профилактических целях, несомненно, действует. Даже может сработать, как останавливающий фактор, однако, лишь на первом этапе. Довольно быстро преступные элементы начинают понимать, что данные с камер толком не анализируются, а иногда вместо них просто ставятся муляжи. Тогда камеры начинают просто игнорировать. Кроме того, очень важно, чтобы техника была «антивандальная», потому что ее очень часто просто уничтожают. Есть разные методики уничтожения камер или сети, к которой они подключены. Тем не менее, на сегодняшний день системы видеонаблюдения, так или иначе, становятся важнейшим фактором контроля криминогенной обстановки в городе.
Кстати, не только криминогенной. Их использование связано и с техногенными катастрофами, пожарами, задымлениями, наводнениями и стихийными бедствиями. Видеонаблюдение позволяет городу четко мониторить то, что происходит на его улицах. Но сама по себе камера является всего лишь внешним инструментом, позволяющим снять информацию. Весьма важны еще два фактора.
Первый – анализ этой информации. Важно, каким образом производится исследование всех, иногда тысяч камер, которые устанавливаются в городе. И тут чаще всего нужно исходить из необходимости отказа от человеческого фактора. Одновременно анализировать тысячи камер вживую - сложно, тогда как программное обеспечение позволяет выявить скопление людей и автомобилей, задымления, пожары оперативно. Даже усиление вербальной активности в конкретном месте, поскольку камеры хоть и не записывают звук, но улавливают общий звуковой децибельный фон. При его резком изменении, тут же вспыхивает красная лампочка, или вокруг соответствующего экрана загорается красный ободок. Это означает, что именно на данное место нужно обратить особое внимание. Очень важно, чтобы действующих инспекторов визуального наблюдения, поддерживала бы современная техника.
Кроме анализа информации, очень важен фактор ее хранения. Информация, несомненно, должна храниться минимум неделю, чтобы можно было ее проанализировать, при необходимости, даже постфактум. Тем более, когда происходят возникновение и пересечение определенных проблем. Таких, как ограбление магазина, формирование каких-то групп, которые то появились, то исчезли, а потом вновь внезапно собрались на городских улицах.
Все это крайне важно - анализ, хранение и проектирование самой системы безопасности. Не второстепенный фактор - выявить точки, где целесообразно размещать системы видеонаблюдения! Такие, как трассы - привычные скопления людей, связанные с остановками транспорта (в условиях Киева), или входы в супермаркеты, общественные места и так далее.
Вопрос проектирования системы видеонаблюдения – это вопрос системы городской безопасности. Проектирование как раз и включает места размещения камер, которые обязательно должны быть условленны на проезжих магистралях, местах повышенного скопления людей, близи супермаркетов, торговых центров, остановок. Камеры должны быть установлены в районах школ, в местах где проводятся спортивные мероприятия, массовые гуляния. Как, например, парки, площади, или то что называется кортфуды (рестораны и кафе).
Что еще очень важно, с точки зрения проектирования – создание центра мониторинга. Это не просто комната с выведенными в нее экранами и не просто несколько человек, которые за ними следят. Это четко отработанная методика того, как, где и зачем следят. Важно, где эта комната мониторинга находится, каким образом проходит коммуникация с мэрией, полицией, скорой помощью, службой чрезвычайных ситуаций. Вплоть до проведения буквально каждые 2-3 месяца учений по отработке действий по ликвидации последствий кризисных ситуаций, даже при отсутствии таковых.
Также важна установка систем гражданского оповещения, телефон соответственной службы, который широко известен, и по нему можно всегда дозвониться. Более того, в определенных местах, особенно где криминальный контингент наиболее активен, устанавливаются микрофоны прямой связи с центрами мониторинга. То есть, можно просто подойти, нажать тревожную кнопку и быстро оставить информацию оператору в мониторинговый центр. Именно при помощи таких «тревожных кнопок» и формируется система, позволяющая реализовать снижение криминогенной обстановки в самых опасных районах. Да, кнопки нередко уничтожают, зато стоят они очень дешево, и их легко можно установить снова. Более того, при уничтожении такой кнопки срабатывает датчик, загорается определенная лампочка, означающая, что кнопка ликвидирована. И оператор понимает - туда нужно отправить специальный наряд.
Хочу сказать, что все уже давно придумано, и украинцам нет смысла изобретать велосипед. Нужно просто научиться заимствовать готовые и успешно действующие методики. Изучить рынок, поискать то, что подойдет, в конце концов, пригласить экспертов, провести с ними обучающие семинары для определенных городов. Нельзя откладывать. Криминогенная обстановка ухудшается, криминалитет модернизируется, угроза потенциального терроризма в Украине существует, и она очень серьезна, на мой взгляд. Хотя пока, слава Богу, можно сказать что его практически нет, или он носит спорадический характер.
Однако, все вместе создает для муниципальных властей и систем безопасности достаточно серьезный вызов, и я призываю к тому, чтобы опыт Израиля в этом направлении, был максимально изучен.
Система безопасного города хоть и требует человеческого ресурса, но не думаю, что он превысит тот, что уже существует внутри системы обеспечения порядка. Если проанализировать, чем заняты сотрудники, отвечающие за безопасность движения и людей, думаю, их будет вполне достаточно для нового проекта. Поскольку заработная плата такого персонала сравнительно невысока, на такие работы можно привлекать высококвалифицированных, внимательных, но не очень «дорогих» сотрудников. Что касается технической подготовки, для этого существуют гранты, возможности создания определенных условий для того, чтобы предприниматели сами устанавливали камеры, как условие выдачи лицензии на деятельность увеселительных заведений, магазинов, кафе и т. д. В Советском Союзе шутили, что в европейских странах перед своим магазином моют пол с мылом. Сегодня пол с мылом - уже норма, а то, что устанавливают камеры эти самые магазины, рестораны и кафе – это, практически, условие. И, к сожалению, часто невозможно соединить их в одну систему. В противном случае, если что-то происходило бы в округе, постфактум можно было бы легко выявить наличие того или иного правонарушения и его участников.
Очень важно, что такие меры обеспечивают и профилактику. Если люди уверены, что существует большое количество камер, тем более, если им неизвестно, где именно они расположены, то они 10 раз подумают - стоит ли заниматься «темными делами».
Дополнительно есть смысл поговорить о системах визуального распознавания в метро в крупных городах, в местах, где проходит большое количество людей, в местах массового их скопления. Это обеспечило бы визуальное выявление тех, кто разыскивается полицией, или от кого может исходить определенная опасность.
То есть, все вместе - это система определенных мероприятий, которые позволят сделать город максимально безопасным!