В этот раз Толик приготовил для своих товарищей сюрприз — пригласил Майю, девушку, в которую они втроем были влюблены. Довольно быстро преодолев неловкость, вызванную тем, что Майя явилась на инвалидной коляске, старые друзья, слово за слово, начинают откровенничать —играть в правду. Встреча превращается в групповую исповедь с мгновенным терапевтическим эффектом — всем становится легче, все становятся смелее и свободнее.
Добрые лица героев, их гардемаринский нрав уже с первых кадров железно гарантируют неотвратимость хэппи-энда по-русски: с дракой, объятиями и свадьбой на скорую руку.
Чувствуется, что актерам предписывалось быть милыми, но даже в меру экзальтированному зрителю такой градус “милости” покажется слишком высоким. Эти няшки, как минимум, должны были бы превратиться в белые пушистые комочки и выпорхнуть через окно в славный дворик, где, по словам Толика, когда-то возвышался тополь, и стоял запах пирожков с вишней.
Возрастную регрессию, разумеется, можно списать на водку: еще в начале фильма под квашенную капусту открывают первую бутылку, ближе к финалу из морозильника достают вторую. Для этой картины известную киношную шутку про ружье можно перефразировать так: если в начале фильма герои открывают бутылку, то в конце — самые сентиментальные зрители заплачут.
Мессидж картины прост и лежит на поверхности: правда освобождает, жизнь складывается вразрез с ожиданиями, дружба и любовь существуют, как минимум, в кино.
Ставка на успех среди широкой аудитории за счет доступности смыслов, красивой картинки и легкого морализаторского посыла достигла своей цели — зал подарил "Игре в правду" бурные овации.
На прошлом фестивале давали "Любовь с акцентом" — российскую картину такого же толка, которую публика также встретила с большой симпатией. Можно ожидать, что очередной положительный фидбэк вдохновит российский голливуд и дальше снимать "няшечные" фильмы, старающиеся вернуть обнищавшей славянской душе хоть какой-то моральный облик.
По словам Тимура Бекмамбетова, одного из продюсеров проекта, картина, в первую очередь, рассчитана на поколение семидесятых, которому сейчас, увы, приходится довольствоваться исключительно ностальгией.
Тем не менее, попытка реанимировать жанр добрых советских комедий сегодня похожа на то, когда хорошо сделанного франкенштейна выдают за живого человека. А от ощущения подлога, давайте играть в правду, избавиться крайне трудно.
Андрей Пелюховский,
Школа кинокритиков ОМКФ
ВЛЮБИТЬСЯ ДО СМЕРТИ КРАСИВО
Влюбиться до смерти (2013)
Молодому человеку по имени Чарли является его мать, вскоре после своей кончины прямо в больнице, и говорит лететь, на секундочку, в Бухарест. Ночью в самолете Чарли невольно знакомится с мужчиной средних лет, который летит с ним в соседнем кресле. Чарли запомнит спутника и его слова, а утро следующего дня Чарли и вовсе не забудет никогда.
Режиссер Фредерик Бонд снял свой полнометражный дебют по чужому сценарию и, как сам он утверждает, получилась взрослая сказка. Отмечу, что до большого кино Бонд работал над рекламными роликами крупного производителя пива и спортивного инвентаря, но самой знаменитой работой его стало музыкальное видео на хит Bodyrock музыканта MOBY.
Опыт клипмейкера ярко проявился в визуальной стороне фильма: тут есть все отвлекающие от слабой прорисовки второстепенных персонажей маневры камеры и принципы монтажа. Но, нужно отдать должное, съемки проходили в Бухаресте, и там нашлось место для красивых, но клишированных сцен в стрип-клубе, погони в метро и раскрытому в самом начале фильма финалу на мосту. (Молодой оператор Роман Васьянов успел снять «Стиляг» и «Тиски» Валерия Тодоровского, «Охоту на пиранью» и еще какие-то сериалы, так что иначе и быть не могло.)
Премьера фильма состоялась на фестивале Роберта Редфорда «Санденс», а участие в конкурсе Берлинского кинофестиваля стало настоящим провалом. Бухарестский таксист называет героя ЛаБеуфа Редфордом, находя в них сходство. На что ЛаБеуф откровенничает, что лучшей ролью Редфорда был дуэт с Барбарой Стрейзанд в The Way We Are (1973) Сидни Поллака. Спустя 40 лет Редфорд сразился в одиночестве с Индийским океаном в фильме All is Lost (2013) и даже предложил Шийя ЛаБеуфу роль в своем новом фильме. И предположение Чарли Кантримена, как и весь противоречивый гротескный фильм Фредерика Бонда, стало возможным оспорить. Фильм ожидается в мировом прокате поздней осенью.
Примечательные факты:
В подготовительный период претендентом на главную роль становился Зак Эфрон, когда Шайя ЛаБеуф вышел из проекта, но затем вернулся.
На съемках ЛаБеуф ввел ЛСД для большей достоверности поведения персонажа и убедительности своей игры.
Жюри Берлинского МКФ оценило дебют Фредерика Бонда 0,8 балла из 4.
Исполнительца главной женской роли Эван Рэйчел Вуд в 1995 играла в кино A Father for Charlie.
Лев Райзман,
Школа кинокритиков ОМКФ