Спецтема
Фестивальные дневники

Одесский МКФ. День первый: гнилая картошка, российская кинокритика и потемкинское столпотворение

Солнечным одесским утром, постепенно перерастающим в несносную полуденную жару, начался первый день Одесского кинофестиваля. В рамках программы Школы кинокритиков состоялась лекция российского журналиста и кинообозревателя Марии Кувшиновой. Наблюдавшей процесс становления российской киножурналистики 90-х и ставшей непосредственным участником кинокритики нулевых, Марии Кувшиновой, несомненно, было чем поделиться.

Если начало лекции отметилось довольно скудным перечислением известных кинотенденций, то после, когда Мария стала делиться своим действительно богатым профессиональным опытом, лекция стала набирать обороты, захватывая и вдохновляя. Заговорив о культовых российских медиа и соответствующих личностях, держащих на плаву российскую кинокритику, Мария Кувшинова вошла в раж, но, тем не менее, ее манера холодного повествования, будто небрежное разъяснение что есть что, не лишилась прежнего обаяния.

Следом - просмотр фильма «Картошка» южнокорейского режиссера Муэля О. Не будучи яростным поклонником корейского кинематографа, не могу отрицать, что несколько картин фестивальных завсегдатаев в лице Ким Ки Дука, Ли Чхан Дона и Пак Чхан Ука (его новая лента «Стокер» будет показана в Одессе), все же заняли достойное место в моей иерархии кино. Надежда, что этот список пополниться еще одним режиссером, или хотя бы фильмом, не оправдалась, не смотря на успех «Картошки» на кинофестивале Санденс.

Черно-белая лента основывается на реальных событиях 1948 года, когда правительство Южной Кореи начало принудительное выселение коммунистов на острове Жеже и последовавшую за этим беспощадную резню деревенских жителей, спрятавшихся в душной пещере. Эффектный и многообещающий сюжет, предполагал затасканную, но зачастую качественную драму истребления и выживания, ставшую популярной в кино в большей степени отображая ужасы Холокоста. Картошка, напоминающая, что все мы люди, несмотря на идеологические предпочтения, не только спасала людей от голодной смерти, но и стала символом фермерского труда, тепла родственных отношений. Даже впечатляющие поэтические находки Муэля О не затмили примитивного изложения вечных ценностей и можно сделать вывод, что все-таки картошка оказалась гнилой.

Не смотря на неожиданный дождливый перфоманс одесской погоды, вечер был достаточно жарким. Улицы нагромождались беспечными одесситами и внимательными к барельефам туристами. На подходе к славно известной лестнице толпа редела, и у небольшого экрана, смущенно транслирующего своего большого брата, разместились кучки любопытствующих зрителей, не желающих тесниться среди заблудших на показ случайных прохожих. Таких, как показалось, было достаточно много. Отоптанные ноги и громкие возмущения доказали, что там, наверху, черно-белый шедевр Фридриха Мурнау воспринимался не только с комфортом, но и полноценно, то есть без закрывающих экран голов и тел.

Но спустимся ниже, где под сопровождение оркестра льющимся белым светом озарял гостей «Восход солнца». Зрителей, пришедших на показ, было меньше, чем желающих увидеть чаплинские «Огни большого города» в прошлом году, а вместо смеха и балагана, аудитория напряженно вглядывалась в ленту, возбуждаемая звуками симфонической музыки. Титры беспрестанно отставали, или же лишь частично передавали текст, появляющийся на экране. Подумав о том, что все же стоит учиться на прошлогодних ошибках и приходить на подобные показы заблаговременно (или не приходить вообще), я поднялся по узкому проходу наверх, где маленькие группки и одинокие зрители спокойно и непринужденно глядели на смущенный экран, а гуляющие пары бросали на него беспристрастные взгляды, не ведая ни отоптанных ног, ни теплого дыхания рядом стоящих людей, ни презрительного зубоскальства. В такой компании мне было комфортно и приятно. Я бросил претензионный взгляд на экран и пошел в сторону прогуливающихся пар.

Кирилл Караченцев,

Школа кинокритиков ОМКФ

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram