Когда бабульки с тачками загораживают и без того узкие проходы, когда колени сидящего рядом упираются в твои из-за маленького пространства между сидениями, когда новый транспорт едет медленнее старого – разве это улучшение?
Знаете, проблема транспорта в Киеве ведь существовала уже длительное время. И началась она не с Попова и даже не с Черновецкого. Она началась с того времени, когда киевское городское начальство решило закупить у Львовского автобусного завода «гробы» под названием CityЛАЗ. У этих автобусов (на заметку господам чиновникам) летом жутко жарко и температура достигает 52 градусов, а зимой из-за отсутствия обогрева, в сих автобусах холоднее, чем на улице. Но ведь наши чинуши не ездят в «лоховозах», у них намного лучший транспорт.
Предлагаю поговорить о каждом из видов коммунального транспорта по очереди. Напомню, их всего 6: автобусы, троллейбусы, трамваи, скоростной трамвай, городская электричка и метро. Начнем, пожалуй, с одного из самых разрекламированных и лопнувшего «мыльного пузыря» - скоростного трамвая.
Стоит ли повторять десятки статей о том, как строился сей «скоростной» вид транспорта и говорить о том, сколько и кем было закопано в землю, а сколько украдено? Думаю, нам все равно этих денег не видать, а отчеты по их использованию написаны так чисто, что комар носа не подточит. Однако, скажите, с какой скоростью ездит «скоростной» трамвай и чем он отличается от обычного? Я, если честно? не заметил какой-либо разницы. Даже новые составы? и те ездят медленно, словно боясь развалиться на скоростных рельсах. Для сравнения, обычные трамваи на Дарнице, те же №№ 33, 22, 29, 8, ездят быстрее, чем «скоростной» на Борщаговке. Вопрос: куда ушли деньги и можно ли назвать такой трамвай скоростным? И чувствуют ли новизну и комфорт пассажиры? Ответ повисает в воздухе, ибо отрицательную версию никто из высоких кабинетов слышать не хочет.
Далее предлагаю перейти к городской электричке. На самом деле, не буду скрывать, ездил на ней четырежды. Особых претензий, кроме долгого ожидания и отсутствия объявлений по радио, нет. Но именно эти два недостатка и играют ключевую роль. Ведь к прибытию электрички другие виды транспорта на ее остановках не привязаны, а это значит, что киевляне должны около 20 минут ждать саму электричку, ехать в ней столько же («Ж/д вокзал – «Дарницкий вокзал»), а потом еще там ждать те же 20 минут автобуса или трамвая. И это в лучшем случае. А что делать, если на улице -20 или, наоборот, +35? Как можно выдержать под пронизывающим ветром или палящим солнцем 20 минут ожидания? Скажите, господа чиновники?
Что касается объявлений о прибытии. На Дарницком вокзале 8 путей. На какой из них прибывает электричка и в какую сторону она едет, знают даже далеко не все кассиры и охрана. Вопрос: как узнать, откуда, куда и во сколько ехать, если нет ни объявлений, ни вывесок, ни указателей? То же самое касается и других станций. Хорошо, если ты пользуешься электричкой каждый день и знаешь, кто, куда, откуда и как. А если первый или второй раз? Или если ты приезжий? Как узнать вообще о движении городской электрички на вокзалах, на остановках, в метро? Где указатели, карты, расписание на видных местах, а не только на дверях метро или кассах электрички? Возможно, это у меня близорукость, а все это везде на тех самых двух языках и висит!
Автобусы и троллейбусы – отдельная душевная скорбь для тех, кто живет на окраинах. Я лично и мои коллеги из других организаций неоднократно обращались в КГГА и указывали на конкретные проблемы с конкретными маршрутами, однако улучшение бывало всегда только кратковременным. Общие же проблемы у всех одни и те же: душные и непроветриваемые салоны, забитые гвоздями форточки, разломанные пластмассовые сидения, оторванные поручни, разбитые оконные стекла и фанерные листы вместо них.
Отдельная тема – время ожидания авто- и электротранспорта. Я знаю, что у нас постоянные, непрекращающиеся ремонты дорог, пробки и странные таксисты и маршрутчики, из-за чего реально транспорт опаздывает. Но тем не менее, количество машин на маршрутах тоже оставляет желать лучшего. Результатом этого становится «выставка пенсионеров» на остановках в любое время года и переполненность ими салонов транспорта, ведь только они способны выстоять и дождаться автобуса или троллейбуса. Я как-то раз засекал время: мы с друзьями решили «до последнего» стоять и ждать автобус. Наш рекорд – 37 минут в будний день и 48 минут в выходной. Думаю, у многих есть рекорды и похлеще нашего. Я уже молчу о том, что в дождь, 15-градусный мороз и 30-градусную жару как-то сложновато выстоять даже 15 минут, ожидая автобуса или троллейбуса, сидячие места в котором все равно займут главные избиратели всех властей – пенсионеры. Вот интересно, долго ли ждет своего служебного автомобиля господин Попов и тепло ли ему там?
Еще один интересный факт на заметку местным политикам. По вечерам городской транспорт обычно «динамит» своих пассажиров, проезжая просто мимо переполненных остановок и сразу направляясь в депо или автопарки. Вы бы видели реакцию и фразеологизмы, которыми разражались стоящие на остановках пассажиры, которые после работы наблюдают, как мимо них проносятся пустые автобусы и троллейбусы, следующие на «заслуженный покой»! Обычно, самыми приличными в этих выкриках являются междометия, предлоги и союзы. Да и как тут не «радоваться», когда после 20-минутного ожидания заветный «бус» лихо проезжает отдыхать мимо пассажиров и остановок?!
Трамваи, по сравнению с остальными «колесными» видами транспорта, еще очень даже хорошо живут в стольном граде. Вот только их изношенность просто поражает! И этим всем мы встречаем Европу? Знаете, еще мои родители молодыми ездили в тех самых трамваях, в которых езжу я. При этом (если кто не знает) особенно на Левом берегу у трамваев стенки салона едут перпендикулярно рельсам и движению. Даже интересно: сидишь в трамвае возле окна, а само окно двигается то к тебе, то от тебя! Ну где, в какой европейской стране есть такое развлечение? Конечно, они холодные. И конечно, они разваливаются на ходу и сходят с рельс. Но ведь какая забава – корпус трамвая двигается сам по себе, независимо от направления движения состава!
Многие киевляне говорят: да, мы видим новые автобусы, но чаще ездить они не стали! Это тоже «бич» инициативы КГГА. Новый транспорт явно есть, но его курсирование участилось только на тех маршрутах, которые проходят через центр. Появилась даже такая поговорка: «В 2 часа вышел, в 4 уехал – лучшему транспорту в Киеве быть!». Если же проблема только в пробках, то почему не изменить маршрут движения таким образом, чтобы их избежать? И еще одно. Помнится, еще Черновецкий грозился выделить специальные полосы для общественного транспорта. Черновецкого как бы убрали, как бы исправляют его ошибки, но где обещанные полосы? Специальные покрытия я лично замечал только на остановках по маршруту следования троллейбуса №№ 16 и 18. Возможно, есть где-то еще, однако распространенной практикой это считать нельзя!
Что касается пенсионеров. Исходя из того, что в любое время суток самый большой процент пассажиров составляют именно люди пенсионного возраста, что не может не «радовать» остальных пассажиров, я бы предложил ввести специальный коммунальный транспорт исключительно для пенсионеров. Имею в виду так называемые «льготные» транспортные перевозки, которыми будут пользоваться исключительно пенсионеры и льготные категории граждан, тем самым позволяя и пенсионерам чувствовать себя нужными, и обычным смертным, не имеющим льгот, чувствовать, что не весь мир вращается вокруг одной части населения. Идея не нова, она отнюдь не дискриминационна: в маленьких городах, например те же Умань и Полтава, такие вещи были уже давно и все по умолчанию были согласны, ведь выгодно всем.
Напоследок о самом родном и дорогом для сердца каждого настоящего киевлянина – метрополитене. Цену на проезд подняли для того, чтобы повысить комфорт и безопасность – так говорили чиновники. Прошло несколько лет и ездить в метро становится просто даже интересно: то люди гибнут, то вагоны отцепляются, то станции горят! Слушайте, что же такое творится с нашим метрополитеном: мы платим хорошие деньги, сами вагоны и станции обвешаны рекламой, стоящей не 5 гривен, а качество все только ухудшается и ухудшается. Практически каждый месяц в метро случается ЧП. Скажите на милость, где отставки, показательные наказания и выводы, да хотя бы обычные извинения городской власти за отвратительную работу «артерий столицы», которые до последнего времени служили безотказно? Или может быть только я не слышал извинений и пояснений городских чиновников относительно трагедий и происшествий в метро?
Все, кто ездил по Сырецко-Печерской, «зеленой», линии, знают, что даже в час пик поезда там ходят через три минуты, а уж в обычные часы и выходные закономерно простоишь на перроне 7-10 минут в ожидании поезда. Такого нет на остальных двух линиях, но мы уже просто привыкли к такому чудачеству.
Следующий пугающий аспект работы метро – ужасающие своей нелепостью и грубостью картины некоего господина Тартаковского, чьей мазней (по словам пассажиров) завешаны практически все станции метро. Вместо шедевров мировой живописи или креативной социальной рекламы киевлян и гостей столицы заставляют поневоле смотреть на «метромузей» одного человека, при этом совершенно непонятным образом обогнавшего по популярности для руководителей метрополитена Пикассо, Малевича, Дали, Приймаченко и Труша. Кроме этого, гении искусства, видимо, не достойны выставления в киевском метро, да и места в «метромузее» из них никто не удостоился. Странный, однако же, вкус у метрополитеновцев!
Наиболее используемый ресурс, который имеет любой город, – это дороги. Важно, как вы используете этот ресурс. Как именно распределяете его для велосипедного движения, общественного транспорта и частных авто. Вопрос регулирования дорожно-транспортной ситуации в городе имеет больше политической составляющей, чем даже экономической. Исходя из принципа, что все люди равны, я утверждаю, что автобус, в котором едут 80 пассажиров, имеет в 80 раз больше прав, чем личное авто. Город должен быть для людей, а не для автомобилей
— Энрике Пеньялоса, бывший мэр Боготы
Что касается музыки, которая звучит в подземке, то могут быть довольны люди, чья молодость прошла в 70-80-х годах ХХ столетия. У нас отличная современная украинская музыка на любой вкус, но метрополитен до сих пор не может отойти от музыки уходящего века. Соответственно, из-за банально старой и некачественной в записи музыки настроение пассажиров падает и повергает их в уныние еще до прихода на работу или учебу.
Нам постоянно говорят, что метрополитен бедствует, что надо повышать плату за проезд. Однако повышается ли качество? Нет! Улучшается комфорт? Нет! Стал ли более безопасным и быстрым? Тоже НЕТ! Так за что же тогда повышать плату?
Подводя итоги, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в столице Украины, в отличие от других городов, общественный транспорт еще жив, что не может не радовать. Мало того, он даже регулярно обновляется, правда, новые транспортные средства часто оказываются «гробовозами» хуже маршруток. Общественным транспортом охвачены почти все уголки Киева. НО!
Время ожидания транспорта играет в огромный минус, ибо можно просто физически не дожить до приезда нужного троллейбуса, трамвая или автобуса, особенно, если на улице жара или холод. Одновременно, создаются условия для беспредела маршрутчиков, ибо больше простым согражданам ехать просто не на чем. Качество перевозок оставляет желать лучшего, а цена обещает только расти.
На все вышеизложенное можно было бы не обращать внимания, если бы дело происходило не в столице многомиллионной страны, которая собирается принимать чемпионат Европы по футболу, где живут больше 3 миллионов человек, большинство их которых содержит этот транспорт.