Размеры наших экономик несопоставимы. И, на первый взгляд, российская куда крепче. Украина до сих пор не вернулся к уровню 1990 года (в 2013 году ВВП составлял около 70% советского уровня). Российская перепрыгнула эту планку еще в 2007-м.
ВВП России с населением более 140 млн человек составил около $2,113 трлн в прошлом году, ВВП 40-миллионной Украины — всего $0,1755 трлн. На душу населения (с учетом покупательной способности валюты) $18100 в России против $7400 в Украине.
Россия до последнего опережала Украину в реформах. Монетизировала льготы в 2005 году, провела реформу ЖКХ в 2006-2007 годах, систему поголовного медицинского страхования внедрила в 90-е. Да, там по-прежнему на пенсию идут в 60 лет мужчины и в 55 лет женщины, а в Украине и мужчины, и женщины выходят на отдых в 60. Но запасы нефти и газа позволяют накачивать российский Пенсионный фонд деньгами. Точнее, позволяли до последнего времени.
Дефицит федерального бюджета России в прошлом году составлял всего 0,5% ВВП (дефицит госбюджета в Украине — около 4,5%).
Украину серьезно подкосил кризис-2009. Экономика сократилась тогда на 15%. В 2012 страна перестала выполнять свои раздутые социальные обязательства, Россия же не только платила по счетам, но и наращивала расходы. Дошло до того, что в начале 2014 года обанкротившийся президент Украины бежал, страна на короткое время осталась без власти.
"Лежала окровавленная, без сознания Украина, и из сумочки у нее торчал Крым", - описал эту ситуацию Александр Невзоров, известный российский журналист. Как было не взять, как не воспользоваться?
Но аннексия Крыма не прошла бесследно, как и попытка отколоть еще и восточные области Украины. Между странами вспыхнула пусть и гибридная, но война. А, как справедливо заметил лауреат премии им. Нобеля по экономике Пол Кругман, война разрушает экономики всех стран, которые в ней участвуют. И страны-жертвы, и страны-агрессора.
От банкротства Украину сейчас удерживает программа МВФ, помощь Европы и Америки. Образно говоря, наша экономика лежит под кредитной капельницей, а иностранные лекари (некоторые — прямо в правительстве) режут статьи бюджета.
Российской экономике, кажется, тоже не обойтись без операции. Но "больной" хотя и мечется в горячечном бреду, но упорно не хочет под нож. Будет верить шаманам и гадалкам, готов приносить жертвы богам, лишь бы не радикальные меры.
Как думаете, у кого больше шансов на выздоровление?