Как изменится курс гривны с 1 января?

Ждать, когда гривна укрепится, уже мало кто готов. Наши люди, не находя ответа на вопрос «Гривна продолжает дешеветь, и что же делать?», поддаются паническим настроениям и меняют нацвалюту на доллары США или евро. И это еще больше усугубляет ситуацию в экономике Украины. Конечно, легко сказать: «Если все украинцы сделают ставку на гривну и будут смело хранить деньги под проценты в коммерческих банках, то наша экономика сильно укрепится». Но фактор страха у украинцев слишком велик.

Фото: EPA/UPG

Итак, что же будет с нашей гривной? И как мы будем жить дальше? В этой связи пытаюсь ну хоть за что-то позитивное зацепиться в действиях нашего Нацбанка. Но увы. Судите сами. В начале декабря нам подбросили очередную порцию для «оптимизма» - золотовалютные резервы Национального банка Украины на 1 декабря 2014 года составили $9,966 млрд., что на 20,82% или на $2,621 млрд. меньше показателя на 1 ноября в $12,587 миллиардов. Согласно тем же данным НБУ, наши ЗВР обновили 10-летний минимум после провала до $9,715 млрд. в декабре 2004 года, т.е. с начала 2014г. резервы сократились на $10,450 млрд. или на 51,19%. Ну, о чем тут еще говорить?! Теперь мои и моих бизнес-партнеров ожидания уже сводятся не только к тому, что в очередной раз будет повышена учетная ставка НБУ и проведен полный демонтаж существующей системы валютного рынка, а и у нас такие ощущения, что Глава Нацбанка В. Гонтарева нас точно приведет от свободного плавающего курса гривны к шоковому сценарию. Был такой известный современный период в Польше – шоковой терапии. И судя по всему, НБУ тоже готовит нам шоковую терапию.

Как слухи, так и факты говорят о том, что мы можем в момент увидеть доллар США не по 17 гривен, как сегодня, а по 18 и даже 19. А после новогодних праздников – не менее, чем по 20 гривен. Откровенно говоря, ожидания мрачные. Нет сомнений, что нас ожидают сильные скачки, даже прыжки по курсу гривны, и эта игра будет становиться всё менее предсказуемой, но всё более доступной для профессиональных валютных спекулянтов. При этом фундаментальных причин вполне достаточно, чтобы прогнозировать и в 2015 году дальнейшее ослабление курса нашей национальной валюты. И также гривна не будет долго задерживаться на своих новых уровнях.

Поэтому сегодня нужно срочно вносить корректировки в проект госбюджета на следующий 2015 год, понимая, что у НБУ больше нет в кармане нескольких миллиардом, чтобы бросить их на валютный рынок. Важно подготовить сразу несколько сценариев по оперативному реагированию НБУ и правительства на ухудшение ситуации. В случае бездействия не исключаются волнения, и даже паника среди населения. Ведь Нацбанк уже столкнул людей с действительно свободным колебанием курса гривны. Поэтому финансовым властям надо быть готовыми к серьезным скачкам на 1-1,5 грн. каждую неделю.

В этом случае, что будет с госбюджетом на 2015 год? Ведь только у сильного государства есть твердая валюта. Конечно, Кабмину не удастся избежать перераспределения, т.е. социальные обязательства будут затронуты и заморожена часть государственных программ. Безусловно, обязательно придется и далее сокращать штат госслужащих и не повышать им зарплаты. Возможно, власти пойдут на сокращение некоторых министерств или их слияние. И всё же, что еще делать?

Как известно, А. Яценюку и В. Гонтаревой не удалось решить проблемы на валютном рынке, пойдя на обязательную 100% продажу валютной выручки экспортерами. Но государству по-прежнему нужна «подушка» из текущей ликвидности. Ведь, исходя из технического анализа текущей ситуации, гривну сейчас продают потому, что нет долларов и евро. И вот если бы у НБУ появились резервы из «живых» наличных иностранных валют, это остудило бы многие горячие головы и валютные спекулянты бы поняли, что им небезопасно играть против Нацбанка Украины. При этом НБУ не обязательно должен тратить доллары, он покажет, что они у него есть. Всё. Думаю, ситуацию можно было бы изменить к лучшему.

Так что же для этого надо сделать? Думаю, если наши власти никак не могут начать борьбу с деоффшоризацией, то тогда пусть объявят о полной амнистии капиталов; может быть, сразу эффекта будет не много, но и вреда уж точно не будет. Конечно, важно подумать, как в деталях всё это будет реализовано. Ведь мы прекрасно знаем, что довольно много украинских денег находится за рубежом. Поэтому надо создать такую систему мотивации, чтобы деньги наших соотечественников возвратились в Украину.

А пока один мой коллега нервно шутит: «Помните, как год назад я говорил, что 2014 год будет хуже, чем 2013, но лучше, чем 2015 год. К этому мы сейчас и движемся».

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram